Тарифы растут? Дело житейское…

Свершилось!

Автор статьи: Елена ТАРАН

Свершилось! Рост тарифов на энергоносители, которым пугали производителей и население еще с осени прошлого года, начнется уже с середины февраля. В минувшую среду вице-премьер Виктор Христенко сообщил депутатам Госдумы о том, что Правительство приняло решение о повышении тарифов на газ и электроэнергию в среднем на 20 процентов. Причем, как заявил вице-премьер, этот рост намного меньше того, что просили естественные монополии. Министерство путей сообщения, например, ходатайствовало о коэффициенте аж в 60 процентов. Федеральные власти, похоже, до поры до времени держали глухую оборону. С одной стороны, они вроде бы понимали и принимали доводы естественных монополий, с другой – боялись соответствующей реакции со стороны других производителей и населения. В конце концов и было принято соломоново решение: тарифы поднять в среднем на 20 процентов.


Как очередной рост тарифов отразится на нашей экономике, социальной сфере, на наших кошельках? Ожидает ли нас виток инфляции или Правительство сумеет удержать цены в разумных пределах? Эти вопросы мы задали тем, кто непосредственно в той или иной степени “завязан” на энергоносителях, кто может повлиять на тарифную политику как внутри республики, так и на федеральном уровне.


Иван Грачев, депутат Государственной Думы, лидер партии “Развитие предпринимательства”.


Глава РАО “ЕЭС России” Анатолий Чубайс постоянно говорит о том, что для реформирования энергетики необходимо 40-50 млрд. долларов. Где взять эти средства? Понятно, что внутренние потребители не смогут предоставить РАО эти деньги. Источники доходов энергетиков лежат вне России. Европейские и азиатские государства крайне заинтересованы в нашей энергии и готовы за нее платить. В этой ситуации России выгодно продавать им энергоносители по максимально высоким ценам. Чтобы этого добиться, необходимо сохранять монополию в энергетике и газовой отрасли.


Россия же вопреки собственным интересам идет по пути, который выгоден европейским странам. Мы реструктурируем РАО “ЕЭС России”, создаем конкурирующие компании, чтобы заставить их снижать цены. Но тем самым мы снижаем и экспортные доходы энергетиков. Если основные источники доходов РАО лежат за пределами страны, то, удерживая высокие цены на внешнем рынке, необходимо проводить протекционистскую политику внутри России. Если сохранить централизованное управление ТЭКом, то можно управлять и ценовой политикой. Неправильные решения на уровне Правительства – это следствие неправильно выбранной стратегии. Это ошибочный подход – выравнивать цены на внешнем и внутреннем рынках. Сначала необходимо поднять уровень жизни в России до уровня европейских стран.


Мансур Хаснулин, председатель постоянной Комиссии Госсовета РТ по вопросам экономического развития и реформ.


Итоги работы в первом квартале покажут, как отразится принятое решение на экономике России в целом и Татарстана в частности. Но уже сегодня, по имеющейся информации, на многих предприятиях под завязку “загружены” склады – нет сбыта продукции из-за ее высокой цены. Рост тарифов вряд ли обеспечит быстрейшую реализацию товаров. На мой взгляд, февральское повышение цен на энергоносители предприятия еще выдержат, но если эта политика продолжится, вполне возможно замедление темпов развития промышленности. А нам это нужно?


Алексей Пахомов, генеральный директор ОАО “Мелита”, президент Ассоциации промышленных предприятий.


Любой рост тарифов на энергоносители – это сигнал к повышению цен на все и вся: на металл, полиэтилен, продовольствие… Мы понимаем, энергетику нужно поддерживать, но до каких пределов? Посмотрите, раньше эта отрасль была в плачевном состоянии: неплатежи, бартер, задержка зарплаты. Сегодня ситуация изменилась. Мы платим за электроэнергию деньгами и строго первого числа – по предоплате за заявленную мощность. В тарифах на электроэнергию заложена инвестиционная составляющая в размере 8 процентов. Зарплата в этой отрасли в разы превышает зарплату на некоторых промышленных предприятиях. Но ведь и нам нужно развиваться, инвестировать средства в новые технологии.


Поэтому при принятии решения о повышении тарифов в республике необходимо все взвесить и просчитать, в первую очередь, посмотреть, не вызовет ли рост тарифов коллапс в промышленности – ведь именно эта сфера сегодня является основным поставщиком доходов в бюджет. Ассоциация промышленных предприятий просит Правительство: пригласите на обсуждение этого вопроса представителей директорского корпуса, этот вопрос для нас – вопрос жизни и смерти, от правильного его решения зависит развитие предприятий на ближайшее десятилетие.


Владислав Цивилин, генеральный директор ОАО “Чистопольский часовой завод “Восток”.


Не нужно поднимать панику по поводу повышения цен на энергоносители. То, что дешево, всегда мало ценится. Наоборот, я предлагаю всем внимательно еще раз посмотреть, куда уходят тепло и электроэнергия. Мы же нередко отапливаем улицы. Я приведу пример по собственному предприятию. Уж, кажется, везде все проверили, утеплили, завинтили, энергосбережением занимаемся не на бумаге. А недавно в головном здании поменяли окна, обновили треть чердачной крыши. И получили такую экономию тепла, что сейчас даже страшно цифры называть. Если отказаться от “замыленного” взгляда на проблему энергопотребления, то до 50 процентов ресурсов можно экономить.


Тут проблема в другом. Есть опасность, что, воспользовавшись ростом тарифов на электроэнергию и газ, многие монопольные предприятия поднимут цены в разы. Вот такую политику надо пресекать. Иначе этот снежный ком не остановить.


Шамиль Агеев, председатель Торгово-промышленной палаты РТ.


Принятое решение – это большая ошибка. Федеральный бюджет и бюджеты в субъектах Федерации уже приняты. Дополнительные расходы означают, что, возможно, не будут выполнены намеченные статьи бюджетов. Вы посмотрите, что происходит. С одной стороны, мы поднимаем цены на энергоносители, а с другой, Владимир Путин интересуется у Касьянова: почему в ряде регионов вовремя не выдается зарплата? Потому и не выдается, что приходится платить энергетикам по полной программе. Кошелек-то один…


Рост тарифов однозначно подорвет конкурентоспособность российских товаров. Нет сомнения, что сократится прибыль, а следовательно, и доходная база бюджетов – федерального и местных – будет пополняться медленнее, чем рассчитывали в конце прошлого года.


Раиса Ким, генеральный директор ОАО “Булочно-кондитерский комбинат”, член правления Союза пекарей России.


 В советские времена предприятия, выпускающие социально значимую продукцию (в том числе и хлебозаводы), имели льготы при оплате энергоносителей. Сегодня пришли к тому, что энерготарифы стали одинаковыми практически для всех, независимо от плательщика, – будь то промышленные и прочие потребители. Или даже население.


Подорожает ли хлеб в связи с предстоящим двадцатипроцентным повышением цен на газ и электроэнергию? Скорее всего, да. Но незначительно. Себестоимость хлебобулочной продукции складывается, главным образом, из стоимости муки. Энергоносители в структуре себестоимости занимают процентов пять. Если, конечно, мукомолы из-за того же роста энерготарифов на определенный процент поднимут цены на свою продукцию, мы вынуждены будем на такой же процент увеличить цены на хлеб. Единственное, что обнадеживает: в прошлом году в республике получен хороший урожай зерна, поэтому мука вряд ли сильно подорожает. Но хлебопеки используют и другое сырье, от стоимости которого зависит цена на хлеб.


В любом случае, подорожание газа и электроэнергии негативно скажется на состоянии хлебозаводов: снизится процент рентабельности и упадет прибыль. Чтобы продержаться на плаву, придется искать пути к уменьшению различных затрат. К тому же неизвестно, что будет дальше, ведь вице-премьер России Виктор Христенко заявил, что в середине текущего года Правительство РФ вернется к вопросу о целесообразности дальнейшего повышения тарифов на энергоносители, предположительно, до тридцати пяти процентов.


Татьяна Галиуллина, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ.


Конечно же, столь значительное увеличение тарифов на энергоносители основательно подорвет финансовое состояние предприятий жилищно-коммунальной отрасли. По нашим расчетам, себестоимость оказываемых жилищно-коммунальных услуг увеличится на пять-десять процентов. Чтобы хоть как-то сгладить ситуацию, необходимо повысить либо бюджетные дотации в ЖКХ, либо тарифы на ЖК-услуги. Хотя в законе о бюджетной системе 2002 года и учтен инфляционный рост, но не в таком размере, как прогнозируется сегодня. К тому же в республиканскую казну дополнительные доходы пока не поступают. Так что на сверхдотации рассчитывать не приходится.


Поэтому, скорее всего, придется повышать тарифы на услуги предприятий жилищно-коммунальной сферы. Единственное, сейчас решается вопрос: стоит ли повышать тарифы и для населения, и для промышленных потребителей или население пока оставить в покое, а возложить “груз” на промпотребителей? На сегодняшний день жители Татарстана оплачивают около шестидесяти процентов стоимости услуг, а предприятия – сто процентов.


При увеличении энерготарифов до тридцати пяти процентов себестоимость ЖК-услуг возрастет еще на пять-десять процентов. И мы вновь встанем перед дилеммой…


Вместо послесловия.


Как известно, решение об уровне тарифов на электроэнергию в Татарстане принимают Республиканская энергетическая комиссия и Правительство РТ. Пока ни в Минэкономики, ни в “Татэнерго” не могут сказать, на сколько именно поднимутся тарифы. Президент РТ Минтимер Шаймиев дал поручение комиссии всесторонне подготовить свои предложения. Ясно одно: тарифы в республике вырастут хотя бы потому, что иначе “умрут” энергетики. В себестоимости электроэнергии более 40 процентов приходится на топливо, в первую очередь – на газ. Собственного газа в Татарстане нет, а “Газпром” очень неохотно идет на увеличение поставок топлива. Руководители РАО вообще не разговаривают с потребителями, которые не платят. Энергетикам просто негде взять деньги, кроме как у потребителей.


С другой стороны, от чрезмерно высоких тарифов могут “загнуться” промышленность и население. Потребители не смогут выдержать пресс цен и перейдут на “лучину” и “буржуйку”. Тогда ради чего спасать энергетику? Ради самой себя? Понятно, что в эти дни Правительство республики будет решать крайне сложную экономическую и политическую задачу: как сохранить и промышленность, и энергетику, и уровень жизни населения. Дай Бог нашим руководителям принять взвешенное решение.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще