Как известно, больше года назад контрольные пакеты акций двух крупнейших предприятий Нижнекамска – ОАО “Нижнекамскшина” и “Нижнекамский завод технического углерода” были проданы ОАО “Татнефть”. Сделка состоялась в рамках республиканской программы развития шинного производства и на основании постановления Правительства РТ от 20 сентября 2000 года. В конце октября в Нижнекамске прошло совещание, обсуждалось выполнение инвестиционных условий, на которых нефтяникам был передан контроль над этими предприятиями.
Основной вопрос, который волновал участников совещания, можно было сформулировать так: сыграло ли решение Правительства положительную роль в стабилизации работы данных предприятий? Показатели финансовой деятельности подконтрольных нефтяникам нефтехимических предприятий говорят о том, что положительные сдвиги налицо. Правда, не везде они столь значительны, как хотелось бы: в слишком сложную ситуацию попали нижнекамские шинники.
Носорог, пыхтя, взбирается в гору. Или – выбирается из ямы?
Символ нижнекамских шинников – носорог – и вправду подходит этому предприятию. Пока “Нижнекамскшина” и в самом деле неповоротливое, тяжеловесное создание, которое несколько лет назад в силу объективных и субъективных причин угодило в яму. Теперь носорог оттуда потихонечку выбирается. Этот процесс одни называют восхождением в гору, другие – выходом из кризиса. Но, в сущности, какая разница? Ведь носорог не стоит на месте, не пятится назад. Он идет вперед, и с этим вряд ли кто будет спорить.
Никто не будет спорить и с утверждением, что нынешние результаты деятельности шинников во многом определены появлением у предприятия нового акционера – ОАО “Татнефть”. По словам генерального директора нефтяной компании Шафагата Тахаутдинова, нефтяники вложили за последний год в шинное производство более 3,5 млрд. рублей – больше, чем в строительство Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода (3 млрд. рублей). Эти деньги, конечно, сработали. За девять месяцев объемы производства ОАО “Нижнекамскшина” выросли более чем на 27 процентов. Ежедневно с конвейера предприятия сходит более 30 тысяч штук шин. Такие темпы вполне позволяют менеджерам компании заявить о том, что в 2002 году будет выпущено 9,84 млн. штук шин. Добавим к этому, что денежная составляющая в расчетах с потребителями достигла 90 процентов. Инвесторы, по сути, ликвидировали серый рынок шин, который производители сами себе создали, рассчитываясь за сырье и услуги собственными изделиями.
Вмешательство нефтяников позволило сохранить коллектив, где сегодня работает более 14 тысяч человек. Кстати, это было одним из условий инвестиционного конкурса. Более того, за год средняя зарплата возросла на 44 процента. Без задержек идут платежи в бюджеты всех уровней, что тоже можно считать серьезным достижением.
Единственный минус, который беспокоит Правительство, – все еще убыточная работа шинного производства. За девять месяцев убытки составили 465 млн. рублей. Руководители “Татнефти” объясняют это обстоятельство тем, что слишком запущено было предприятие. Не так легко носорогу выбраться из финансового болота. По всей видимости, перед менеджерами компании возникает вопрос, что лучше – сократить объемы производства и, следовательно, убытки или увеличивать объемы, стараясь сохранить и расширить рынок сбыта, но при этом максимально урезая производственные и непроизводственные расходы? Очевидно, избран второй путь.
Участники октябрьского совещания в Нижнекамске посоветовали шинникам тщательно посмотреть на свои расходы. Они обратили внимание на то, что в Нижнекамск поставляется сырье по завышенным ценам. Конечно, у “Татнефти” существуют свои объяснения этому обстоятельству, но факт остается фактом – расходы по этой статье возрастают. Львиная доля “убытков” приходится на социальную сферу. Эти деньги съедают и объекты соцкультбыта, и доставка людей на место работы, и содержание “Скорой помощи”. И тут опять возникает дилемма: или прибыль, или забота о людях. С точки зрения рыночных постулатов, от этих расходов нужно максимально избавляться и за счет прибыли поднимать людям зарплату, чтобы ее хватало и на транспорт, и на сносное житье-бытье. А если посмотреть с точки зрения крупного города, в котором живут не только работники предприятия, но и врачи, учителя, пенсионеры?
В любом случае, как заметил Шафагат Тахаутдинов, “Нижнекамскшина” от убытков будет уходить. О сроках говорить в нынешней нестабильной ситуации на нефтяном рынке опасно. Но ведь нефтяникам и самим невыгодно финансировать убыточное предприятие. Не для того они включились в это дело. Убытки никак не устраивают и Правительство республики – ведь “Нижнекамскшина”, работая нерентабельно, не платит налога на прибыль. А именно он формирует одну из важнейших статей доходов республиканской казны. Убытки никак не входят и в программу развития шинной промышленности Татарстана.
Средства инвестора нужны как воздух
Иная ситуация складывается на Нижнекамском заводе технического углерода. Здесь получена прибыль в размере 120 млн. рублей, причем ее заработали всего семьсот человек. На успешные показатели завода обратили внимание и организаторы общественной премии “Российский национальный Олимп”. НЗТУ – лауреат этой награды в номинации “Успешное предприятие малого и среднего бизнеса”. Завод построен в 1984 году, в 1995 – преобразован в открытое акционерное общество. Является одним из основных поставщиков сырья для шинного производства. 80 процентов продукции отгружается шинникам, остальное – на другие предприятия России и на экспорт.
За все годы своего существования и до недавнего времени завод работал на две третьих от своей проектной мощности, которая составляет 85 тысяч тонн углерода в год. В лучший год (1990) было произведено 66 тысяч тонн. По постановлению Правительства РТ завод к 2003 году должен достигнуть проектных показателей, а в нынешнем году выпустить 72 тысячи тонн продукции. Главная проблема на пути к поставленной цели – сырье. Благодаря усилиям нефтяников, сырьевой дефицит не столь сильно давит на производителей, как в прежние годы, но, случается, напоминает о себе. Во-первых, ОАО “Нижнекамскнефтехим” пока не выдерживает графика поставки пиролизной смолы на НЗТУ. Во-вторых, термогазойль из Уфы поступает не всегда требуемого качества, что снижает технические характеристики углерода. В этой ситуации стороны предлагают выпускать термогазойль на Нижнекамском нефтеперерабатывающем заводе. Правда, в проекте НПЗ не предусмотрено производство такого сырья нужного качества. Но это, как считают специалисты, дело поправимое.
Нижнекамский завод технического углерода был построен для первоочередного обеспечения шинников техуглеродом двух марок. С одной стороны, это несомненный плюс, поскольку всегда есть гарантированный сбыт. С другой, жесткая ориентация на соседей не позволяла предприятию осваивать новые марки продукции, а следовательно, и новые рынки сбыта, в том числе и зарубежные. В то время как конкуренты из Ярославля, Волгограда и Омска до 50 процентов своей продукции поставляли на экспорт, НЗТУ оставались задворки зарубежного рынка, поскольку долгосрочных контрактов у предприятия не было.
За последние два года ситуация изменилась. Ассортимент выпускаемого техуглерода расширился до 10 марок. Предприятие перешло на международную систему качества – ISO-9001. Была открыта новая лаборатория, оснащенная современным оборудованием. Испытания резиновой смеси, проводимые на заводе, позволяют прогнозировать поведение техуглерода в будущей шине.
Одно из условий продажи “Татнефти” государственного пакета акций Нижнекамского завода технического углерода – финансирование инвестиционных проектов завода на сумму 230 млн. рублей. В 2000 году предприятие получило 47 млн. рублей, в 2001 – 20 млн. рублей. Этих денег явно недостаточно для того, чтобы обновить оборудование и модернизировать технологические процессы. Сегодня износ оборудования составляет 60 процентов. Это – в среднем. Некоторое оборудование уже отработало свой срок и нуждается в замене.
Будет несправедливо говорить о том, что руководители предприятия только и делают, что ждут денег от инвестора. За счет собственных средств предприятие расширяет склад для упакованного техуглерода, реконструирует градирни, очистные сооружения, пожарную сигнализацию, цеха по сертификации производства. Но обещанные средства инвесторов позволили бы быстрее пройти стадию реконструкции и повысить качество выпускаемой продукции.
Вместо послесловия. С каждым годом “Татнефть” отвоевывает все больше пространства на промышленной карте республики. Уже три крупных предприятия Нижнекамска – “Нижнекамскшина”, завод технического углерода и строящийся нефтеперерабатывающий завод – находятся в зоне прямого влияния нефтяников. Компания владеет и пакетом акций ОАО “Нижнекамскнефтехим” и имеет место в совете директоров этого предприятия. Следовательно, жители города могут рассчитывать и на то, что компания, придя в Нижнекамск всерьез и надолго, будет озабочена и социальными проблемами города, особенно в сфере экологии. Понятно, что убытки шинников – не самая лучшая почва для решения социальных проблем. Но нужно учитывать и то обстоятельство, что Нижнекамск – это город, казну которого формируют предприятия, где присутствует “Татнефть”.