Десять лет приватизации в Татарстане, отражающие изменение экономической и политической системы в стране, позволяют сделать ряд выводов и прогнозов.
Во-первых, приватизация стала реальным и основным механизмом перехода к рынку. Это касается как формирования нового типа производственных отношений, так и создания слоя собственников. Во-вторых, приватизация доказала преимущества “ухода” государства как собственника из бизнеса и необходимость концентрации усилий непосредственно на функциях власти. И, наконец, процессы приватизации позволили сформировать новое экономическое мышление в обществе.
Наиболее устойчивыми в условиях рыночной экономики оказались предприятия с минимальной госдолей и управляемые инвесторами, а также входящие в финансово-промышленные группы. Так, например, даже в такой неблагополучной отрасли, как легкая промышленность, темпы роста объемов производства в 2001 году составили: АО “Спартак” – 143 процента (госдоля – 1,8 процента), “Кукморская швейная фабрика” – 136 (госдоли нет), “Искож” – 119 (госдоли нет), “Татшерсть” – 155 (10,45). В других отраслях: ОАО “Красный Восток” – темпы роста 215 процентов (госдоля – 25), “Нэфис” – 144 (госдоли нет), “КВАРТ” – 133 (госдоли нет).
Привлечение инвестора необходимо и для решения такой серьезной проблемы, как модернизация производства. По отдельным предприятиям и целым отраслям износ основных средств достигает 85-90 процентов. Не решив вопроса модернизации, сложно говорить о конкуренции даже с неутомимыми вьетнамцами. И вряд ли для России, собирающейся вступить во Всемирную торговую организацию, приемлемы в этом случае таможенные ограничения.
Почему же не на всех предприятиях был достигнут желаемый результат “всеобщего благоденствия”? Ответ прост: незавершенность проводимых реформ, необходимость их перевода в новое качество. Такая необходимость возникла сразу после завершения чековой приватизации и интуитивно реализовалась как органами госуправления, так и участниками рынка – инвестиционно-финансовыми структурами, предпринимателями, кредитными организациями. Результаты достаточно очевидны. Многим памятна негативная ситуация, сложившаяся несколько лет назад в акционерных обществах “Спартак”, “КОМЗ”, “Элекон”, “Аромат”, ПМК “Советская”, “Нэфис”. Многие слышали про “подъем” этих предприятий инвесторами. Только там, где управление пакетом акций перешло в руки эффективных и состоятельных собственников, можно говорить о финансовом оздоровлении.
Системность в данном процессе появилась лишь с утверждения более полутора лет назад Концепции по управлению государственным имуществом. Был поставлен ряд основных задач: учет госимущества, его градация по эффективности и направлениям использования, отсечение “метастазов”, формирование благоприятного инвестиционного климата для достижения основной цели – экономического роста, рентабельности и устойчивой работы предприятий. Концепция нашла дальнейшее продолжение в нормативных актах последнего времени. Они направлены на поддержку бизнеса в процедурах регистрации “в одно окно”, на ускорение “малой” приватизации, развитие земельных отношений и т.д.
Следующая задача, определенная концепцией, – передача функций управления эффективному собственнику. Это может быть реализовано как через приватизацию, продажу акций или имущества, так и через финансовый лизинг, аренду, доверительное управление, профессиональное представление интересов государства.
Ряд таких форм уже используется Минземимуществом. При выборе инвестора основными критериями являются не только желание и умение управлять, но и финансовая состоятельность, возможность выполнения инвестиционных условий. В частности, по договору залога госпакета акций финансовая группа “Ак барс”-банка кредитовала ОАО “Казанский жировой комбинат”. В результате почти в три раза выросла выручка от реализации, увеличилась и средняя зарплата.
Инвестором ОАО “Камскоустьинский рудник” по договору доверительного управления выступил Жилищный фонд РТ. В результате выручка от реализации в 2000 году составила 10,27 млн.рублей (в 1999 – 8,57 млн.руб.), задолженность в бюджет сократилась с 7,43 млн.рублей до 1,55 млн.рублей, доля денежной составляющей возросла с 30 до 100 процентов.
Финансовая группа ОАО “Татгазинвест” приобрела на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями акции ОАО “Казанский завод синтетического каучука”. Результаты управления акциями (и предприятием в целом) впечатляют: выручка от реализации в 2000 году возросла по сравнению с 1999 годом с 312,5 млн. рублей до 558,9 млн.руб., чистая прибыль – с 8,861 до 14,8 млн. рублей, доля денежных средств в расчетах – с 5 до 98 процентов, почти вдвое повысилась заработная плата.
Интеграция в устойчивые финансово-промышленные группы ожидает, видимо, и холдинговые компании. Выполнив роль буфера в переходный период, холдинги в нынешнем виде не оправдывают целей государства ни в управлении “дочками”, ни по доходности госвкладов. Так, дивиденды на госпакет акций от 12 холдинговых компаний за 1996-2000 годы составили немногим более 1,2 млн. рублей, или 0,3 процента всех дивидендных поступлений на госпакеты. В то же время от дочерних компаний сами холдинги получили доход почти в 2,5 раза больший. При этом средняя госдоля в холдингах составляет 65,29 процента, в шести из них превышает 75 процентов, т.е. государство обладает абсолютным контрольным пакетом. По многим предприятиям холдингов инициированы процедуры банкротства, что говорит о неэффективности систем управления и бюджетирования.
Процесс интеграции с финансовыми структурами уже начался. Есть необходимость в скорейшей реализации госпакетов акций с обязательными инвестиционными и социальными условиями. Сейчас при взаимодействии с отраслевыми министерствами Минземимущества не допускает и создания неэффективных дочерних предприятий, “оттягивающих” прибыль основного производства и размывающих государственную собственность.
Правительство РТ в рамках задач, поставленных Советом безопасности, уже приняло важные документы по финансовому оздоровлению предприятий. Одна из задач – выделение при инвентаризации неэффективно используемого имущества. Это, наряду с изменением структуры менеджмента, должно изменить приоритеты в управлении собственностью. И сейчас наметился механизм слаженного взаимодействия отраслевых министерств, ведомств и администраций при решении данного вопроса.
Олег БУЛГАКОВ.
Начальник управления экономики
и развития имущественных отношений Минземимущества РТ.