Программа развития нефтяного и нефтехимического комплекса республики предусматривает, что главная компания отрасли – ОАО “Татнефть” стабилизирует свою добычу на уровне 25-26 млн. тонн в год. Рост же добычи должны обеспечивать независимые нефтяные компании. Десять лет назад, принимая решение о создании малых компаний в нефтебизнесе, Правительство рассчитывало, что эти предприятия возьмутся за освоение малорентабельных или законсервированных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. До подобных запасов у “Татнефти” просто не доходили руки: можно было качать сырье из более доступных месторождений.
Наша справка. В Татарстане работают 25 независимых нефтяных компаний. Они добывают более 13 процентов всей нефти республики. В структуре запасов ННК активные составляют 17,5 процента, остальные – трудноизвлекаемые.
В какой-то мере малым компаниям достался нелегкий хлеб, но они его зарабатывали в условиях стабильно высоких цен на нефть. В конце нынешнего года ситуация изменилась. Во-первых, на мировом рынке изменилась конъюнктура цен, причем не в пользу добывающих компаний. А во-вторых, приняты новые главы Налогового кодекса. Предусматривается, что малые нефтяные компании будут приравнены к крупным, а это означает, что они лишатся предоставляемых ранее налоговых льгот. В итоге в 2002 году ННК придется платить налог на добычу полезных ископаемых, а его размер в два раза превысит размер применяемых в 2001 году акциза, платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы и на добычу полезных ископаемых. Это значит, что малые компании лишатся средств для бурения, проведения геологоразведочных работ согласно лицензионным соглашениям. Возникнет и дефицит финансов для расширения производства и увеличения объемов добычи.
Ситуация складывается действительно непростая. Она вызывает беспокойство не только у руководителей компаний, но и в Правительстве республики. Именно поэтому в минувшую пятницу Премьер-министр РТ Рустам Минниханов провел совещание, на котором обсуждались перспективы работы ННК. Правда, премьер сразу же оговорился: независимые компании не следует считать таковыми, поскольку их работа зависит от многих факторов – и от “Татнефти” (компании пользуются инфраструктурой “старшего брата”), и от федеральных властей, и еще больше – от республиканского Правительства. Ведь по закону малые компании пользовались налоговыми льготами, которые облегчали им жизнь и создавали приемлемые условия для работы.
Наша справка. Для ННК существовали налоговые льготы и прямая помощь государства. Сумма льгот, предоставленных малым компаниям в прошлом году и за девять месяцев нынешнего, составила 1,85 млрд. рублей. Прямая финансовая помощь государства за три последних года достигла 1,5 млрд. рублей. В то же время сумма налоговых платежей за этот же период – более девяти миллиардов рублей, плюс 500 миллионов рублей – отчисления в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Похоже, в следующем году малые компании подобных льгот не получат. Ситуация осложнится еще и тем, что Правительство России в самое ближайшее время намерено ввести банк качества нефти. Это означает, что высокосернистая нефть Татарстана будет оцениваться ниже (эта проблема касается и “Татнефти”), а за несоответствие стандартам придется платить штрафы.
Какие пути выхода из создавшейся ситуации видит Правительство Татарстана? Судя по всему, Кабинет Министров уверен, что еще не поздно внести поправки в федеральное законодательство: ни в коем случае нельзя ставить на одну доску крупные нефтяные компании и мелкие, к тому же работающие на нерентабельных месторождениях. Но поправки – это, как показывает практика, дело долгое, поэтому Правительство считает возможным разработать программу развития малых нефтяных компаний до 2015 года. В рамках этой программы Минэкономпрому дано задание разработать механизм лизинговой и кредитной поддержки малых компаний. Хотя Правительство вряд ли найдет большие средства для ННК – ведь налог на добычу полезных ископаемых распределяется между республиканским и федеральным бюджетами в соотношении 20 к 80. Самим же малым компаниям рекомендовано активнее заниматься созданием инфраструктуры по подготовке нефти, бурению, ремонту скважин, геолого-разведочным работам. Усилится и контроль за выполнением лицензионных соглашений со стороны Минэкологии. Жизнь меняется: нельзя же постоянно рассчитывать на помощь “старшего брата” и Правительства.
Д.ГЕЛЬМАНОВА.