Прямые инвестиции в Татарстан не спешат

В минувший вторник министр торговли и внешне-экономического сотрудничества РТ Хафиз Салихов рассказывал журналистам об успехах Татарстана на международных рынках.

Автор статьи: Елена ТАРАН

В минувший вторник министр торговли и внешне-экономического сотрудничества РТ Хафиз Салихов рассказывал журналистам об успехах Татарстана на международных рынках. Если посмотреть на абсолютные цифры, то внешнеторговый оборот РТ составил 2,35 млрд. долларов США. Это почти 35 процентов от валового регионального продукта. Другими словами, экспортно-импортные операции вносят существенный вклад в достояние республики. Во внешнеторговых операциях преобладает экспорт (88 процентов).


Однако наш экспорт по-прежнему носит ярко выраженный сырьевой характер, в нем более 60 процентов занимают нефть и нефтепродукты. Правда, в последние годы возросла доля нефтепродуктов с более глубокой переработкой. Что касается продукции машиностроения, то погоду здесь делают признанные экспортеры – Казанский вертолетный завод, КамАЗ, завод “Электроприбор”, ОАО “Алнас”, КМИЗ и некоторые другие.


Татарстан не может похвастаться большими прямыми инвестициями. Они составили всего 8,3 млн. долларов, хотя общий объем инвестиций вырос почти в пять раз (293,8 млн. рублей). Инвесторы по-прежнему осторожно относятся к России в целом и к Татарстану в частности (несмотря на то, что по степени риска республика занимает пятое место среди регионов РФ). Наши партнеры предпочитают выдавать инвестиционные кредиты, которые затем можно вернуть. Рисковать просто деньгами они не хотят: еще живы воспоминания об августе 1998 года.


Ну и, наконец, цифры внешнеторговой деятельности республики можно назвать неполными, поскольку наша статистика не отслеживает обороты “челночного бизнеса”. А между тем рыночная торговля составляет 20 процентов всего торгового оборота республики. Челночный товар – это основа рынка. Вот и получается, что 10 процентов импорта – цифра, мягко говоря, некорректная. Население по-прежнему предпочитает одеваться у мелких торговцев. Следовательно, заверения, что в структуре импорта резко сократилась доля товаров народного потребления, не соответствует действительности. Да и в магазинах (достаточно пройтись вдоль прилавков) можно увидеть массу импортного продовольствия. И не важно, откуда его везут – из Бразилии или из Москвы. Для нас это все равно импорт.


Отрадно, что Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества прекрасно видит слабые стороны нашего импорта и экспорта. В меру сил правительственные структуры стараются помочь производителям продвигать свои товары на зарубежные рынки. Этому способствуют и выставки, и презентации, и международные конференции. Они не сразу приносят результаты, но, как говорится, капля камень точит.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще