Каждое утро десятки машин и автобусов Чистопольского АТП разъезжаются по местным и дальним маршрутам в города и веси республики и России. Для закамских районов, отдаленных от железных дорог, трудно переоценить значение автотранспорта, хотя и переживающего сейчас не лучшие времена. Резкое подорожание ГСМ, запчастей, да и самой техники, неплатежи подорвали и экономику автопредприятия, стали очень трудным экзаменом на выживание.
Но то, что есть еще у коллектива, как говорится, порох в пороховницах, доказала минувшая уборочная страда, когда автоотряд из АТП впервые за всю историю перевез более 150 тысяч тонн зерна и среди родственных предприятий республики занял первое место.
Трудно поверить, но к началу жатвы на ходу здесь было всего четыре большегруза. Однако новый директор Ю.Кузьмин так “затянул гайки” на ремонтных работах, что уже через две недели на хлебные трассы вышло более 20 автомашин. Правда, на их подготовку пришлось потратить все доходы от пассажирского транспорта, повышение которых, в свою очередь, обеспечили за счет улучшения обслуживания населения. Вернули себе и часть долгов, каждый рубль пустив на срочный ремонт машин.
Не меньше усилий и средств потребовалось на налаживание работы автобусного парка. В два раза меньше запланированного выходило машин на городские маршруты, нередко срывались рейсы в дальние села. Отсюда – нарекания, недовольство горожан и сельчан.
Правда, не все еще отлажено и сейчас. Но уже сегодня только в городе вместо восьми-десяти, как было раньше, на линию ежедневно выходят двадцать автобусов. Открыт новый маршрут, связывающий отдаленные микрорайоны с центром города, восстановлена автобусная связь с Москвой. Неплохо была организована нынче работа на дачных, междугородных, пригородных маршрутах, надежно связывающих чистопольцев с Тольятти, Димитровградом, Казанью, Набережными Челнами, Альметьевском, другими городами.
Благо и то, что корпорация “Татавтотранс”, несмотря на все трудности нашего времени, только за последние два года сумела обновить парк на 23 автобуса, оказывает практическую помощь в решении технико-экономических вопросов.
Основной же доход коллективу приносит грузовой транспорт. В последние годы многие предприятия города перешли на транспортное самообслуживание. Так что платежеспособных заказчиков приходится искать и на стороне. Более десятка большегрузов работают сегодня на предприятиях Альметьевска, Камских Полян.
Но в целом экономическая обстановка в АТП остается напряженной.
Главным условием стабильной работы предприятия в рыночных условиях руководитель считает укрепление дисциплины, порядка, учета и контроля. Прошедший серьезную школу хозяйственника на часовом заводе, Ю. Кузьмин был просто поражен царящей на автопредприятии расхлябанностью. В любое время отсюда можно было вынести что угодно. Потому и начал с восстановления забора, освещения по всему периметру территории, с реконструкции центрального въезда, создания охранной зоны. Каждого нарушителя стали гласно обсуждать, виновных лишали премиальных надбавок. Строже, с применением компьютерной техники стала учитываться работа водителей. Активно поощрялись экономия и бережливость.
Все это позитивно отразилось как на производстве, так и на уровне зарплаты, которая с первого ноября вновь повышена на 25 процентов. Более того, за последние полгода практически полностью погашена задолженность по ней более чем в 1,3 миллиона рублей. Если по итогам 9 месяцев прошлого года АТП понесло убытки на сумму свыше полумиллиона рублей, то за этот же период нынешнего года сработало с прибылью почти в 2,5 миллиона.
Добрые надежды на будущее связывают здесь с намеченной реструктуризацией долгов в размере 15 миллионов рублей в бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней. Но ох как непросто будет выдержать ее жесткие условия – своевременно и в полном объеме выплачивать текущие платежи. Ведь грузовой транспорт почти полностью выработал технический ресурс. Последний новый грузовик поступил сюда 10 лет назад. Средний же возраст машин – полтора десятилетия. Потому они постоянно выходят из строя, и коэффициент использования автопарка едва достигает 30 процентов. На обновление, ремонт опять-таки нужны немалые средства, которыми АТП не располагает.
Собственно, они заработаны. На перевозке того же зерна нынешнего урожая. Только вот долг более чем в пять миллионов рублей хозяйства, до сих пор не получившие за сданный хлеб ни рубля, вернуть автотранспортникам не в состоянии. Ни копейки не оплачено АТП и за транспортировку сахарной свеклы нурлатскими сельхозпредприятиями, где работало десять “КамАЗов”. В итоге получается замкнутый круг: сельчанам не оплачивают хлеб, засыпаемый ими в республиканские закрома, автопредприятие же вынуждено фактически бесплатно перевозить его.
Да и откуда быть доходам, стабильной работе АТП, если из 18 миллионов рублей, которые должны быть выплачены ему в виде дотации по минимальным стандартам, власти утвердили чуть более шести миллионов. Не возмещено автотранспортникам более миллиона рублей и из местного бюджета в счет дотации и понесенных убытков при перевозках пассажиров по городским и дачным маршрутам.
– Но мы не отчаиваемся, не опускаем руки, – подчеркивает Юрий Александрович, с которым идем по территории АТП. – На предприятии более четырех сотен человек, которых мы обязаны обеспечить работой и зарплатой. Вот здесь приступили к строительству автозаправочной станции, – показывает он на вырытый котлован под емкости ГСМ. – Для столовой нынче построили овощехранилище, к зиме отремонтировали систему отопления, водопровод, котельную. Наметили капитальный ремонт диспетчерской, реконструкцию автовокзала, обновление оборудования. На все это, конечно, нужны немалые деньги. И представьте теперь: насколько легче было бы решать все проблемы при своевременной оплате за перевозки…