Дополнительное профессиональное образование – требование времени

Как мы уже сообщали, в Татарстане проходит Неделя образования взрослых.

Как мы уже сообщали, в Татарстане проходит Неделя образования взрослых. Одна из ее целей – привлечь внимание общества к проблеме подготовки кадров, которые по своему профессионализму, компетентности, деловой активности соответствовали бы современным требованиям, прежде всего рыночному характеру нынешних экономических отношений. На эту тему размышляет министр образования РТ Фарис ХАРИСОВ.


Сначала несколько цифр.


На 1,8 миллиона экономически активного населения в Татарстане имеется 20 тысяч вакансий. И речь идет не просто о том, чтобы занять людей. Экономике республики не хватает сегодня 20 тысяч, подчеркну, квалифицированных работников. И это число имеет тенденцию к увеличению, потому что по вполне естественным причинам прослойка наиболее профессионально подготовленных кадров просто тает. Значительная их часть в ходе рыночных преобразований, особенно в начальный период, ушла в разного рода коммерческие структуры. Там просто-напросто больше платили. Ветераны же, оставшиеся на предприятиях, выходят на пенсию, теряют трудоспособность по возрасту.


Одной из важнейших задач общества поэтому становится организация целенаправленного дополнительного профессионального образования (ДПО), обеспечивающего повышение квалификации и переподготовку взрослого населения и прежде всего руководителей и специалистов.


Эффективную систему ДПО необходимо рассматривать как составную часть государственной политики в области развития человеческих ресурсов с учетом реально складывающейся в Татарстане ситуации с занятостью, развитием рынка труда и образовательных услуг. Республика входит в число регионов, где давно осознали актуальность этой проблемы и активно ее решают. У нас действуют 428 учреждений дополнительного профессионального образования. 18 из них – при вузах, 60 – при учебно-производственных комбинатах. 220 учреждений работают при предприятиях, 130 – при консалтинговых фирмах. Эта структура говорит о многом. Прежде всего о том, что именно на предприятиях и в специализированных учреждениях остро почувствовали необходимость в такого рода образовательных услугах.


В системе ДПО Татарстана действует 731 программа, большая часть (81 процент) – краткосрочные курсы, рассчитанные на 72 учебных часа. Ежегодно в республике обучается около 32 тысяч человек.


Все это могло бы успокаивать, если бы… Если бы не тот факт, что при нормативе переобучения один раз в пять лет потребность в обучающихся составляет 360 тысяч человек ежегодно.


Для решения такой задачи необходимо многократно увеличить пропускную способность существующей системы дополнительного проф-


образования во всех районах РТ. Но это возможно только в рамках решения более глобальной задачи, стоящей перед всей системой образования, а именно: последовательного перехода от жестко планируемой формы развития к самонастраивающейся государственно-общественной системе непрерывного образования, которая располагает разветвленной сетью образовательных учреждений. При этом концепция непрерывности образования должна учитывать связь с экономикой, органически включая в себя, помимо среднего и высшего, еще и дополнительное профессиональное образование.


Все эти положения легли в основу проекта республиканской концепции ДПО, разработанного совместно фондом “Республиканский центр маркетинговых исследований, консалтинга и обучения” по заказу и при активном участии Министерства образования РТ и группой ведущих ученых под руководством академика АН РТ, ректора Казанского государственного технологического университета С.Г.Дьяконова. Проект обсужден в вузах, министерствах и ведомствах. Механизмы реализации концепции отражены в программе развития дополнительного профессионального образования РТ и плане первоочередных мероприятий на 2002-2005 годы.


Базовые принципы концепции основываются на опережающем характере содержания обучения по отношению к требованиям общества, системном подходе к организации учебного и консультационного процессов ДПО. Концепция направлена на повышение роли системы дополнительного профессионального образования Татарстана и определение ее места в едином образовательном пространстве России.


Но любая региональная концепция развития ДПО, в том числе и в Татарстане, обязана конкретизировать вышеизложенные положения по крайней мере в трех моментах. Нужно найти ответы на вопросы: во-первых, какова наиболее оптимальная, с точки зрения специфики региона, технология связи образования и экономики? Во-вторых, каковы механизмы самонастройки (прежде всего, контроля) в процессах развития системы ДПО в регионе? И, в-третьих, за счёт каких ресурсов можно увеличить пропускную способность существующей системы дополнительного профессионального образования в 3-4 раза?


Определены и основные цели деятельности системы дополнительного профессионального образования. Это постоянное формирование, стимулирование и удовлетворение потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров для экономики Татарстана. Это насыщение республиканского рынка труда специалистами с высоким уровнем общей культуры и профессиональной компетентности. Акцент делается также на обеспечении социальной защищенности, социальной реабилитации и занятости специалистов путем повышения их профессиональной мобильности, а также приведении квалификации кадрового потенциала республики к современному уровню. Наконец, нельзя не учитывать и такую задачу, как увеличение совместно с другими звеньями профессионального образования совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества, развитие творческих способностей человека.


В республиканскую систему ДПО входит прогнозирование развития федерального и республиканского рынков труда с целью опережающей подготовки специалистов для перспективных областей экономики, а также исследование рынков образовательных услуг, информационное обеспечение всех этих процессов, основанное на широком использовании современных информационных технологий.


Проект концепции и программа развития ДПО на 2002-2005 годы размещены на официальном сайте Министерства образования РТ в Интернете. Министерство предлагает принять участие в обсуждении этого проекта всем заинтересованным ведомствам, организациям, учреждениям и предприятиям.


Сегодня татарстанская система дополнительного профессионального образования активно развивается, интегрируясь в общемировое образовательное пространство. В этой работе есть на кого опереться. Это вузы, средние специальные учебные заведения, службы подготовки персонала предприятий, отраслевые и территориальные консорциумы, кадровые агентства, консалтинговые фирмы, а также представительства российских и зарубежных образовательных центров. Дело – за объединением и координацией всех усилий. Выигрыш очевиден: современная система дополнительного профессионального образования поможет выполнить главную задачу эффективного экономического развития – сделает конкурентоспособными татарстанские товары.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще