Вчерашние парламентские слушания по проекту бюджета на 2002 год показали, что депутаты и Правительство пришли к полнейшему взаимопониманию по ключевым вопросам. Более того, многие выступающие считали необходимым похвалить Минфин и Минэкономпром за добротно скроенный главный финансовый закон. Такой идиллии при обсуждении проекта бюджета не было давно. Журналисты гадали, в чем дело? То ли Правительство научилось идеально считать и распределять деньги, то ли исполнительная власть подобрала ключик к сердцам и умам депутатов. Отряд непримиримых борцов с Правительством за право Госсовета реально формировать бюджет и контролировать расходы по-прежнему состоит из одного бойца – Александра Штанина (о его позиции – чуть позже).
Итак, чем же так понравился депутатам проект бюджета? Прежде всего неизменностью курса на решение социальных проблем. По словам министра финансов Роберта Мусина, существенно увеличены расходы на образование и здравоохранение. В 2002 году заложен рост зарплаты бюджетников в 1,64 раза.
Вице-премьер – министр экономики и промышленности Сергей Когогин сообщил депутатам, что в 2002 году продолжится рост промышленного производства, эффективнее заработают предприятия машиностроения, особенно КамАЗ и КАПО. Объем добычи нефти останется на прежнем уровне – 27,5 млн. тонн. Порадуют и инвестиции, будет работа у строителей. С такой экономикой можно смело смотреть в будущее.
Председатель Комиссии по бюджетно-финансовым вопросам И.Сафиуллин посетовал на то, что нынешний бюджет был сформирован в условиях, когда федеральный центр продолжил политику привлечения легко собираемых налогов под свое крыло. Регионам остались в основном “трудные” налоги, поэтому Минфину и налоговым органам придется хорошо поработать, чтобы наполнить казну. Сейчас соотношение доходов центра и регионов составляет 70 процентов на 30. Разве можно решать какие-либо серьезные вопросы при таком дележе? В этой ситуации, посоветовал Правительству депутат И.Тагиров, нужно активнее работать с Москвой, чтобы вернуть оттуда максимум возможного.
Что касается села, то, как сообщил участвовавший в слушаниях Премьер-министр Р.Минниханов, оно будет финансироваться в основном за счет федеральных программ. Работа в этом направлении уже проведена. Прошлогодние кредиты же банкам будут возвращаться по мере продажи зерна, завезенного на хлебоприемные пункты… Когда наступит этот счастливый миг освобождения от долгов, никто пока сказать не может, зерно продается медленно и не по той цене, на которую рассчитывали. Уж очень это непредсказуемая отрасль – сельское хозяйство.
Остальные предложения парламентариев носили в основном лоббистский характер. Депутат Якупов, озабоченный проблемами легкой и пищевой промышленности (сезонный характер производства), предложил установить предприятиям отрасли особый порядок платежей в бюджет. Депутат Мусин настаивал на квотировании рабочих мест для особо нуждающихся слоев населения и внимательном отношении к особо одаренным детям. Депутат Ахметов активно защищал жилищно-коммунальное хозяйство, которое из года в год получало огромные дотации из бюджета, но лучше в этой отрасли почему-то не становилось. Наоборот, становилось все хуже и хуже. В предлагаемом бюджете жилищники не получили того, на что рассчитывали. Вот и бросили на трибуну своего лоббиста. Но оратора слушали мало, ему не раз предлагали покинуть трибуну – значительно перебрал регламент. Депутаты еще предлагали укрепить санаторно-курортную базу, оздоровить лесное хозяйство и много других полезных вещей. Звучали и кардинальные предложения, например, придать тарифной сетке бюджетников рекомендательный характер, что логично: разные учреждения работают по-разному. В одни больницы стремятся все, другие – обходят стороной. Значит, и специалисты там разной квалификации. Но здравую “крамолу” депутаты не поддержали.
Выступление депутата А.Штанина было “гласом вопиющего в пустыне”. Наверное, мысленно с ним соглашаются многие, но почему-то произносят с трибуны другое. Александр Васильевич который год подряд твердит о том, что Правительство намеренно занижает доходы, намеренно формирует дефицит бюджета, чтобы потом иметь возможность по своему усмотрению делить дополнительные поступления. Таким образом чиновник всегда может манипулировать деньгами по своему усмотрению. Депутаты даже не пытаются сломать эту традицию: ведь у них полное взаимопонимание с исполнительной властью. Они смирились с тем, что последняя – главная. Между тем Госдума России своего добилась: сверхдоходы в размере более 10 процентов делит парламент.
Вечная тема – расходы на содержание аппарата управления. В нынешнем году они возросли в 2,5 раза. Министр финансов Р.Мусин объяснил это тем, что районные и городские управления и комитеты перешли под крыло республиканских ведомств, куда влились еще 3200 человек. Они теперь получают зарплату из общетатарстанской казны. Зато зеркально сократятся расходы на содержание аппарата на местах. Правда, Роберт Мусин почему-то забыл сказать, что вертикаль власти создавалась в том числе и для того, чтобы сократить чиновничий аппарат. По программе – на 300 человек, как напомнил Сергей Когогин. Но чиновники ужиматься не захотели, в итоге мы получили то, что получили.
Кроме того, министр финансов посетовал на то, что ежегодно мы занижали расходы на содержание различных министерств и ведомств. Их бедные работники просто не могли в полном объеме осуществлять свои обязанности. В итоге они, обиженные, просили у Минфина дополнительные средства. Минфин, сжалившись, шел на непредусмотренные траты. В 2002 году нужно сломать эту традицию: лучше сразу дать чиновникам то, что необходимо, чтобы они больше не просили. Вот ведь какая штука получается: чиновников нам жалко, а учителей и врачей – нет. Они ведь не могут прийти в Минфин и попросить добавку к зарплате. Они и при таком жаловании будут работать, деваться-то некуда.
Еще депутат Штанин попросил сократить прочие расходы Правительства и резервный фонд Кабинета Министров. Уж очень большие цифры там записаны. Их как-то неприлично сравнивать даже с расходами на фундаментальную (!) науку…
В парламентских слушаниях приняли участие заместитель Председателя Госсовета И.Ларочкина, секретарь Госсовета В.Липужина, руководители министерств и ведомств республики.