Поддержка предпринимательства не должна превратиться в очередную кампанию

Те, кто причастны или более-менее внимательно следят за реализацией программы развития предпринимательства, уже, наверное, поняли: начался период скрещения копий.

Те, кто причастны или более-менее внимательно следят за реализацией программы развития предпринимательства, уже, наверное, поняли: начался период скрещения копий. Идут споры о системах формирования финансовых ресурсов для развития малого предпринимательства. Причем “за пределами слышимости” иногда остаются голоса тех, кто имеет самое непосредственное отношение к обсуждаемому предмету, то есть голоса предпринимателей. Об этом, кстати, на одном из совещаний весьма эмоционально сказал глава компании “Александр ЛТД” А. Сергеев. Руководители Правительства, судя по всему, пожелание учли. 12 ноября в Торгово-промышленной палате Татарстана первый вице-премьер РТ Равиль Муратов намерен провести встречу с деловыми людьми Татарстана.


В преддверии разговора мы попросили предпринимателей высказать свое мнение по проблемам и перспективам развития бизнеса. Понятно, что в центре особого внимания оказалась программа развития предпринимательства.


 


Валерий КРЫЖАНОВСКИЙ, заместитель генерального директора ОАО “ICL КПО ВС”:


Что такое малое предпринимательство? Критерии, которыми измеряют бизнес и бизнесменов, весьма относительны. Государство, на мой взгляд, вообще не должно ранжировать бизнес и, соответственно, иметь разные “правила игры” для бизнеса разного масштаба. В конце концов, государство должно обеспечивать развитие общества, поддерживать инфраструктуру, социальную сферу, образование и т.д. Для этого необходимы деньги. Значит, задача государства – создать условия, чтобы доходы в казну как минимум не сокращались. Именно с этой точки зрения и необходимо управлять экономикой. Раньше была плановая система, причем довольно красивая (сегодня, кстати, многие капиталистические страны пользуются ее элементами). Все это разрушено. На смену пришел рынок.


Но и сегодня остается действенный инструмент управления – государственный заказ. Вопрос только в том, кому отдать этот заказ. Есть принцип конкурса. Но если говорить откровенно, то нужно заметить, что культуры проведения конкурсов нет не только в Татарстане, но и в России в целом. Два кирпича, производимые на разных заводах, – разные вещи. Нужно провести массу исследований на их влажность, прочность и так далее. Для этого чаще всего не хватает ни денег, ни времени, ни желания. Делается проще: сравниваются цены. Тот, у кого дешевле, – победил в конкурсе. Но это в корне неверно. Государству может быть выгодно заплатить больше денег тому, у кого эти деньги способствуют развитию – приращению рабочих мест, увеличению налоговой базы, улучшению образования и т.п.


Поэтому, на мой взгляд, главное не в том, чтобы поставить малый и средний бизнес в некое привилегированное положение. Главное – сформировать единые, абсолютно симметричные правила игры по отношению ко всем субъектам экономики, независимо от размеров и формы собственности. И формировать эти правила следует исходя из главной задачи государства – обеспечивать общественное развитие.


Основная проблема при создании программы – четко определить, кого надо поддерживать. Еще недавно казалось, что рынок сам все расставит на свои места: мы выпускаем компьютеры, кто-то еще выпускает компьютеры, мы должны конкурировать. Происходит естественный отбор: у кого-то продукт дешевле, у кого-то качественнее, кто-то его может продать, а кто-то – нет. Одни выживают, другие умирают. Но в России свои особенности. И изначальные системы конкуренции принципиально разные. Вот, например, ситуация с новыми предприятиями. Льготы, которые им предоставляются в первые годы существования (уже де-факто, без всяких программ), освобождают их от различных налогов.


Это влияет на себестоимость продукции, которая идет по низкой, практически демпинговой цене. Ни одно нормально развивающееся предприятие держать такую цену не может. Тем самым “льготники” начинают убивать предприятия, которые давно работают с той же продукцией.


Идем дальше. Нехитрое дело: получив льготы на три года, затем просто перерегистрировать свое предприятие и опять получить льготы. Таким образом, государство одного и того же бизнесмена может поддерживать бесконечно. В этом смысле есть опасения, как бы новая программа поддержки предпринимательства не создала подобных ловушек.


В течение многих лет мы слышим разговоры о том, что местные потребители должны покупать в первую очередь те товары, которые производятся в Татарстане. На мой взгляд, это не совсем правильно. Возьмем холодильники. Народ в Казани покупает, в основном, минские холодильники, кто побогаче – импортные. Почему? Вопрос сложный, но ответ рынка пока однозначный: минские холодильники в Татарстане расходятся лучше, чем зеленодольские. Заставить физическое лицо покупать тот или иной продукт невозможно. Но управлять этим процессом на уровне государства можно. Как? Стимулируя качество местной продукции, имея четкий алгоритм действий по повышению ее конкурентоспособности.


Поддержка предпринимательства должна быть системной, постоянной. Но важно при этом, чтобы данная программа не стала очередной кампанией: пошумели и забыли.


 


Валерий ГЕРАСИМОВ, заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ:


Программа поддержки предпринимательства разрабатывалась при активном участии Торгово-промышленной палаты. Это своего рода итог целого ряда прежних программ, шаг на новый уровень. И мы видим, что программа дает конкретные результаты, например, внедрение принципа регистрации в “одно окно”.


Сегодня Правительство приступило к работе над системой кредитования малого и среднего бизнеса. Это можно считать одним из этапов создаваемой системы поддержки малого и среднего предпринимательства. Если удастся привлечь к этой сфере “новые” деньги (не из тех, что крутятся сегодня в малом предпринимательстве), это будет прорыв.


На мой взгляд, одной из важнейших задач программы является формирование информационной базы. В принципе, такие базы есть: в министерствах торговли, экономики и промышленности, в налоговой инспекции, Госкомстате и т.д. Но, во-первых, они зачастую закрыты, а, во-вторых, формируются исходя из специфики ведомств и не охватывают весь комплекс проблем, который стоит перед предпринимателями. Ну, например, некий условный предприниматель хочет начать свое дело. Ему нужно “пощупать рынок”: какая ниша еще не занята, что выгоднее производить, где перенасыщение рынка, где дефицит, какую продукцию ввозим из-за пределов республики, какую вывозим. Но попробуйте найти полную географию наших товаропотоков (импорт, экспорт, “входящие”, “выходящие” и т.д). Не получится. Поэтому бизнес пользуется информацией, что называется, “со слуха”.


Если взять за данность, что программа вызовет активизацию малого бизнеса, волну новых предприятий, то тем более можно спрогнозировать, что отсутствие информационной базы приведет к многим нерешенным проблемам. Поэтому одна из главных задач палаты – способствовать созданию подобной базы, причем на современном технологическом уровне.


Не могу не сказать о том, что мы слабо используем мировой опыт. Взять тот же лизинг. О нем постоянно говорят, но дела пока мало. Опыт, между тем, есть. Причем в самой “тяжелой” сфере – в машиностроении. Первая ласточка – Ту-214. А между тем в малом бизнесе лизинг еще более эффективен и более доступен. Что для этого необходимо? Повернуть в сторону кредитования предпринимательства банки. Ранее они скептически относились не только к малому и среднему бизнесу, но и к промышленности в целом. В свое время банки делали деньги “из воздуха” и разучились работать с конкретным производителем. Специалистов по кредитованию производственных проектов мало, есть определенная опаска и у банкиров. Но жизнь заставит их вкладывать деньги в производство, ведь деньги должны работать.


Говоря о перспективах развития предпринимательства, нельзя не сказать о том, что в республике и в России выходило немало умных документов, но все они не приносили желаемого результата. Более того, любой документ порождал кучу подзаконных актов, которые, по сути, замораживали изначальную идею. Поэтому сегодня необходимо постоянно отслеживать, какова же эффективность принимаемых решений.


 


Вилора АВИЛОВА, декан социально-экономического факультета Казанского государственного технологического университета:


Сегодня в Татарстане представлен весь спектр бизнеса – от сверхгигантов (особенно в топливно-энергетической отрасли) до малого предпринимательства. И нельзя закрывать глаза на то, что наиболее агрессивное развитие бизнеса происходит там, где действуют гиганты. В нашем случае – в нефти и в нефтехимии. Поэтому, на мой взгляд, нужно использовать (с условием, что он эффективно отлажен) нефтехимический комплекс как локомотив развития бизнеса вообще.


Проблема заключается не только в том, чтобы поддерживать малый бизнес там, где он “размещается”, но и в том, чтобы “передвинуть” его, расширить зону его влияния, открыть перед ним новые сферы. И в республике начались очень любопытные процессы развития предпринимательства в тех сферах, которые исконно считались вотчиной крупных структур. Опять же поставлю акцент на нефтехимии. У малых нефтедобывающих компаний появились интересные возможности, в том числе – в сфере более глубокой переработки продукции.


Вероятно, именно этот путь позволит диверсифицировать товары татарстанских товаропроизводителей, поскольку малый бизнес очень чуток к рыночной конъюнктуре, мобилен, быстро перестраивается. Думаю, важно увязать крупное производство с малым бизнесом, только тогда последний перестанет быть чем-то вроде оранжерейного растения, которое надо постоянно поливать. Мы видим зарубежный опыт, когда вокруг крупных компаний создается сфера малых фирм, которые апробируют совершенно новую продукцию. Рисковать малым капиталом менее опасно, чем сразу пускать новую продукцию на большой конвейер. То есть, по сути, малый бизнес играет роль венчура при крупных предприятиях. Именно этого не хватает нашим гигантам – инфраструктуры, где апробируются новые, смелые проекты. Так что в перспективе поддержка малого бизнеса – это поддержка промышленности в целом. В этом серьезную помощь могут оказать и вузы. Гарвард, например, – это 300 малых венчурных фирм. Татарстан славен большим количеством вузов, и вокруг них в перспективе можно сформировать среду малого бизнеса.


Очень большая часть западного малого бизнеса работает по постоянно налаженным связям с крупными предприятиями, освобождая их от несвойственных функций. Ну, например, не должен химический комбинат заниматься этикетками, тарой, упаковкой и т.п. У нас же совершенно другая структура связи малого бизнеса с крупными заводами. Это, как правило, фирмы-“прилипалы”. Поэтому очень важный момент – ликвидация фирм-“прилипал” и создание фирм-сателлитов. В свое время меня очень поразила информация: корпорация “Дженерал-моторс” имеет постоянные связи с 60 тысячами малых предприятий, которые поставляют отдельные элементы для крупных заводов. И в нашем случае малый бизнес получит мощнейший толчок, если его “пустят” в сферу производства комплектующих для основных игроков экономического ландшафта.


 


Ильдус ЯНЫШЕВ, директор группы безопасности “Контр”:


Любая поддержка предпринимательства не может не приветствоваться. Другое дело: правильно ли расставлены акценты? Мне, как специалисту в области обеспечения безопасности, в том числе и в сфере предпринимательства, не нравятся некоторые формулировки. Вот, например, в президентском указе говорится о том, что МВД должно активизировать свою работу по охране предпринимательства и предпринимателей. Каким образом? Ведь милиция работает, как правило, по факту – шантажа, ограбления, убийства. А если вам только угрожают, то в лучшем случае выставят охрану на несколько дней, и все.


У предпринимателей, кроме посягательства на личность или имущество, много и других проблем – не всегда криминальных, но вполне относимых к вопросам безопасности. Например, недобросовестная конкуренция, невозврат кредитов, защита коммерческой тайны, информации. Зачастую эти проблемы, если они не решаются, приносят огромный экономический ущерб. Во всем мире бизнесмены (не важно, малый это бизнес или большой) в решении этих задач не делают ставку на помощь полиции. Есть институт фирм, специализирующихся на различных вопросах безопасности. Поэтому считаю важным “лоббировать” свою сферу – параллельно с развитием предпринимательства надо стимулировать развитие инфраструктуры безопасности бизнеса.


В любой экономически развитой стране есть определенный культ продукции, произведенной в этой стране. Скажем, президент Франции ездит на “Рено”, а не на “Мерседесе”, японцы не любят американскую продукцию, американцы – японскую. У нас все наоборот. В результате гигантские деньги уходят за пределы нашей территории, нашей экономики.


Один из возможных способов изменения ситуации – Правительство должно всерьез заняться комплексной социальной рекламой в поддержку местного производителя. Московское правительство уже проводит эту работу, на улицах и в магазинах Москвы повсюду реклама: “Купи отечественное, помоги России”. Есть и другие формы пропаганды отечественного производителя – конкурсы, призы для покупателей, например. В свое время всерьез рекламировался только один национальный вид продукции – водка. Но это же реклама собственной национальной деградации!


Владимир ТИЛЬ.
(Агентство “Информ-клуб ЭС” –
специально для “Республики Татарстан”).

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще