Убыточных предприятий в Татарстане быть не должно! Исходя из этого постулата, провозглашенного руководством республики в текущем году, с организациями, имеющими признаки несостоятельности (а это 37 процентов общего количества предприятий), больше нянчиться никто не будет. То есть акцент переносится с досудебной процедуры их финансового оздоровления на судебную, а именно – на банкротство. Об этом заявил председатель Комитета РТ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению Алексей Семин на брифинге, прошедшем во вторник в Кабинете Министров.
Три года назад Правительство республики приняло решение о создании системы финансового оздоровления организаций-должников. При этом были продекларированы два основных принципа: предпринять все усилия для недопущения банкротства предприятий, и, если нет пути к их финансовому оздоровлению, инициировать банкротство, невзирая на прежние заслуги.
По словам А.Семина, ему не раз приходилось слышать обвинения в адрес комитета, который будто бы действует весьма агрессивно, хотя за прошедший период процедура банкротства была использована в отношении лишь каждого тридцатого потенциального банкрота. Принцип “поспешай медленно” дал свои плоды – треть бывших несостоятельных организаций самостоятельно сумела выйти из кризиса. И если в России за два с половиной года при проведении процедуры внешнего управления удалось восстановить платежеспособность 26 процентов “кризисных” предприятий, то в Татарстане – 76 процентов.
Столь позитивные результаты были достигнуты в республике главным образом благодаря реструктуризации задолженности организаций в бюджеты всех уровней и в социальные фонды. Да и многие директора наконец-то поняли: не будешь сегодня перестраивать производство и организацию труда, ориентируясь на увеличение прибыли, – завтра предприятие потеряешь. Однако и непонятливые пока имеются: по данным УМНС РФ по РТ, сумма недоимки в бюджеты всех уровней составила в середине октября 7,7 млрд. рублей, пени – 7,9 миллиарда.
В общем, если года три назад руководители проблемных организаций могли объяснить свою несостоятельность структурными изменениями в экономике и прочими объективными причинами, то теперь уже ни один директор не вправе обвинить государство в том, что оно не помогло провести досудебную санацию предприятия, считает А.Семин. Поэтому в отношении убыточных организаций будут приниматься кардинальные меры.
Еще летом на заседании Совета безопасности РТ был принят ряд стратегических решений, которые легли в основу дальнейшей политики финансового оздоровления предприятий-должников. В октябре вышли в свет два республиканских правительственных постановления. Первым из них предусмотрено создание отраслевых балансовых комиссий, в обязанности которых вменяется мониторинг и проведение мероприятий по финансовому оздоровлению подведомственных предприятий. Также планируется разработать комплексную программу по эффективному вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых производственных мощностей и площадей – решение этой задачи впервые основывается на принципе сервейинга (профессионального и системного управления недвижимостью).
Революционным названо второе постановление. Согласно этому документу при Комитете РТ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению был создан координационно-экспертный совет (с участием правоохранительных, налоговых и иных контролирующих органов), призванный не допустить преднамеренного банкротства юридических лиц. Эта серьезная проблема стояла давно, обсуждалась она и на Совете безопасности республики. Выявлено немало фактов неправомерных действий должностных лиц, которые росчерком пера выводили имеющиеся активы, создавали новое предприятие и забывали о старых долгах. С подобными махинациями будут разбираться.
Кроме того, постановлением закреплена персональная ответственность руководителей отраслевых министерств (чего раньше не было и в помине) за состояние работы по финансовому оздоровлению, включая завершение реструктуризации задолженности подведомственных предприятий.
Кстати, до 1 декабря еще есть шанс избежать банкротства – до этого времени налоговые органы принимают от организаций-должников заявления на реструктуризацию долгов в федеральный бюджет. Остались считанные дни до завершения реструктуризации и в республиканский бюджет, в социальные фонды. Опоздавшие будут иметь дело уже с арбитражными судами.
Социально значимых должников ждет реструктуризация бизнеса. Это означает ликвидацию старых и создание новых предприятий, куда передаются основные фонды и переходят трудовые коллективы. А за счет продажи неэффективно используемого имущества и акций вновь созданных предприятий погашаются долги перед кредиторами. Практика показывает, что большинство (примерно 80 процентов) социально значимых организаций выдерживает режим реструктуризации и восстанавливает платежеспособность. Остальные пойдут с молотка.
Что касается предприятий новых форм собственности, появившихся в последнее десятилетие, то их ликвидация будет проходить обычным способом, установленным действующим законодательством.