Машина любит смазку и… ласку

Еще в прошлом году одно из старейших пассажирских автотранспортных предприятий республики – Казанское коммунальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие № 3 (в будущем году исполняется 40 лет со дня его создания) оказалось практически на грани банкротства.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Еще в прошлом году одно из старейших пассажирских автотранспортных предприятий республики – Казанское коммунальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие № 3 (в будущем году исполняется 40 лет со дня его создания) оказалось практически на грани банкротства. Старый автобусный парк, задолженность по заработной плате аж за четыре месяца, немалые долги в бюджеты разных уровней, массовый отток водительских кадров…


Со сменой руководства АТП потихоньку выбралось из долговой ямы. Как удалось этого добиться? Мы решили встретиться с директором ККУ ПАТП-3 Рафаэлем ШАМСЕЕВЫМ.


Культура не на последнем месте

– Доброе утро. Диспетчер АТП-3 слушает…


Оказывается, вместо приемной директора я случайно набрала номер диспетчерской. Казалось бы, пустяк – пожелание доброго утра. А припомните, часто ли вам так отвечают по телефону совершенно незнакомые люди?


Когда я шла на встречу с директором по коридору предприятия, внимание привлекли развешанные по стенам объявления. Первое – поздравление команды ККУ ПАТП-3 с “серебром” в городском конкурсе профессионального мастерства водителей автобусов в двух классах – “Икарус 280” и “ЛиАЗ 5256”. Второе оказалось еще любопытнее – водители Гаранин и Каримов по итогам месяца премированы за культурное обслуживание пассажиров. Оказывается, на предприятии предусмотрены не только ежемесячные премии по столь “экзотическому” у нас сегодня показателю, но и 20-процентная надбавка к зарплате.


– Есть у нас водители, которые выезжают в рейс в костюмах, при галстуках, автобус блестит, – рассказывает Рафаэль Шамсеев. – Жаль только, что таких не очень много. Вы думаете, за двадцать процентов зарплаты все водители сразу приобрели западноевропейский лоск? Лет тридцать назад профессия эта считалась чуть ли не элитной. Нынче ее престиж снизился. Кто виноват? Да все мы, пожалуй. Человек за рулем – некий срез общества. Водителями же не рождаются. Каждый день в ремзону заезжают автобусы с разбитыми стеклами, сиденья изрезаны. Вы думаете, это водитель на досуге сиденья режет и стекла выбивает?


Вот говорят: водитель – грубиян, жулик, за руль сел, потому что денег легких захотелось. Выходит, у нас в отделе кадров очередь должна стоять – хотя бы из жуликов. А у меня сегодня не хватает тридцати четырех водителей на коммерческие автобусы. Работа тяжелая, вот в чем дело.


И еще. Многие говорят: “Водители воруют”, а сами протягивают шоферу три рубля, отказываясь от билета. А ведь “взяткобратель” и “взяткодатель” – братья. Хочешь быть добрым – возьми билет, а “на чай” дай сверху.


В идеале на каждый автобус должно быть по два водителя да еще несколько в запасе – на случай больничных, отпусков. У нас сегодня укомплектованность водителями – одна целая три десятых.


– Может, платите мало?


– Средняя зарплата водителя – около трех тысяч рублей. Кстати, в начале года до двух с половиной не дотягивала.С первого октября еще на двадцать процентов прибавили водителям и на десять – ремонтникам. Но для того чтобы постепенно поднимать “денежное довольствие”, нужно, чтобы дотации за перевозку льготников вовремя поступали. Чтобы мы за бензин и масло не платили свои деньги (машина ведь любит смазку и ласку), а большую часть прибыли пустили на оплату труда.


А на среднюю зарплату ориентироваться все же не стоит. К примеру, водитель, работающий на сочлененном “Икарусе” – их “гармошками” называют – при нормальной отработке и выполнении плана получает семь-восемь тысяч рублей. Грамотный моторист тоже может заработать до шести тысяч в месяц. Заключаем договор и – пожалуйста, приступайте, зарабатывайте. Есть у нас на предприятии контрактники, на зарплату не жалуются.


С удовольствием возьму на работу пятьдесят ремонтников. Наверное, еще эффект столицы срабатывает – три-четыре тысячи рублей зарплаты казанцев не устраивают. В Москве, например, и за пятнадцать тысяч не могут найти ремонтников. Мы пошли другим путем – набираем их на предприятие в близлежащих городах – в Волжске, Йошкар-Оле, Зеленодольске, Новочебоксарске. Вахтой – в Казань, вахтой – домой. Накладно, конечно, но тоже выход.


– Это все работа для мужчин. А для женщин?


– Почему только для мужчин? У нас, например, начальник третьей колонны – самой основной в хозяйстве – молодая женщина Галина Сучкова. Начала водителем на “ГАЗельке”, потом на “ПАЗике” поработала. Теперь возглавляет колонну коммерческих автобусов, где раньше воровство процветало. Теперь не процветает… Таких Галин я бы еще двадцать на работу с удовольствием принял и горя бы не знал.


Получаем новые, ремонтируем старые

– И все же даже с самыми лучшими работниками предприятие не сделаешь прибыльным, если автобусов нет…


– Конечно, не сделаешь. До недавнего времени проблем с подвижным составом было великое множество. Автобусный парк предприятия большой, причем очень много иномарок. Есть и “Каросы”, и “Икарусы” – прямо скажем, не лучшие машины в своем классе. К примеру, сорок из сорока семи “Икарусов” выработали ресурс двигателя в одно время – два-три года назад. Необходим их капремонт – по семьдесят шесть тысяч рублей на двигатель. А тут дефолт, запчасти подскочили в цене вместе с долларом в два с лишним раза. Естественно, таких денег у предприятия не было, как не было прихода новых машин. Доходы сразу пошли на убыль, если не сказать на ноль. Выручили до некоторой степени “ПАЗы” – взяли их мы за два года тридцать штук. Восемнадцать старых да тридцать новых “ПАЗиков” и вывезли из ямы предприятие, а то бы пропали: мы их как маршрутные такси использовали. Кстати, первые маршрутки появились именно у нас.


Но заменить “гармошки” автобусами малой вместимости невозможно, так что жалобы пассажиров посыпались как из рога изобилия. В прошлом году нам дали сорок “ЛиАЗов”. Многие предприятия отказались от этих автобусов, но мы не в том положении были, чтобы капризничать. По вместимости эти машины приравниваются к “гармошкам” – сто пятьдесят пассажиров за раз. К сожалению, “ЛиАЗ” – не тот автобус, на который можно положиться. В этой машине очень много мелких недоработок, один камазовский двигатель чего стоит – уже через семьдесят тысяч километров барахлить начинает. Нам еще повезло, что пятнадцать машин городской комитет по транспорту и связи дал с более совершенными коробками – их на нашем моторостроительном собирают. Такие автобусы дороже, конечно, но себя окупают.


И все же без “Икарусов”-гармошек не обойтись, пришлось их ремонтировать. Сегодня семнадцать уже на ходу. Они хоть и старенькие, но после ремонта новеньким “ЛиАЗам” фору дают. Вот только ремонт мы проводили за счет собственных средств – денег, которые должны были бы пустить на развитие инфраструктуры, на ремонт зданий предприятия. Даже некоторые социальные вопросы пришлось отодвинуть.


Ремонтируя эти машины, мы и задолженность по заработной плате сумели ликвидировать совсем недавно. Сегодня идем по графику ее выплаты день в день. Мне же одиннадцать миллионов рублей долгов осталось в наследство от старого руководства! С долгами, слава Богу, рассчитались. Считаю, что сегодня пришли к нулевой отметке, с которой можно начинать работать. Эх, если бы мы с этого нуля начинали…


Сейчас у нас глобальных проблем нет. Те, что были с подвижным составом, решил наш Президент. Автобусный парк предприятия обновился на сорок процентов, “убитых” машин не осталось. Теперь будем только парк обновлять своевременно.


– Предполагаете увеличить число коммерческих рейсов, которые прибыль “везут”?


– Сегодня у нас коммерческих перевозок около тридцати пяти процентов от общего объема предприятия. Увеличивать не будем: наша главная задача – социально значимые перевозки. Кто-то же должен возить наших уважаемых льготников?


Частники – не конкуренты, а помощники

– Большинство руководителей автотранспортных предприятий сетуют на то, что частные перевозчики отбирают у них львиную долю доходов. А вы почему-то их защищаете…


– Уверен, что частники в сфере транспорта нам не конкуренты, а помощники. К примеру, они научили людей… платить за проезд. Сегодня садится пассажир в любой, даже некоммерческий автобус и уже автоматически тянется в карман за деньгами.


Пока в России только два города, где частный извоз развивается так быстро и успешно, – Москва и Казань. “Душить” частников бессмысленно – кардинальными мерами на рынке услуг ничего хорошего не добьешься. Другой разговор, что поставить это дело нужно цивилизованно. Для всех перевозчиков, неважно, муниципальных или частных, должны быть равные условия, правильно разработанные маршруты, остановочные площадки. Чтоб не было: в одном месте – море пассажиров и ни одного автобуса, а в другом – негде машину приткнуть, как сегодня на остановке возле ЦУМа.


Или, допустим, обучаем мы водителей на деньги предприятия, а они в частный бизнес уходят. Ради Бога – каждый работает, где хочет. Но предприятию-то деньги за обучение вернуть нужно! Это же во всем цивилизованном мире практикуется: нужен тебе работник – выкупай или обучай! Мне говорят: а если наш водитель к вам уходит? Да нет проблем, если ты его обучил и представишь мне документы, то положенные за обучение пять тысяч рублей я отдам.


А кое-кто из водителей с коммерческих автобусов уже переходит к нам. Ведь в большинстве таких структур никто и слыхом не слыхивал о социальной защите, отпускных… Ремонтировать и заправлять бензином машину водитель должен на свои кровные. Это не так накладно, пока автобус новый, но он же стареет. О больничных вообще лучше не заикаться – тут же тебе замену найдут.


Да и о безопасности на дорогах нужно позаботиться. Поставить правильно, а не на бумаге медосмотр водителей перед рейсом, техосмотр машин… Следить, чтобы вместо положенных восьми рейсов водитель не делал двенадцать. Думаю, никому не нужно объяснять, какую опасность представляет собой уставший водитель. Кстати, прежде чем быть принятым на работу в государственное транспортное предприятие, водитель пятнадцать дней “обкатку” проходит и даже после ежегодного отпуска – двухдневную стажировку. А в коммерческом – как устроился, так и за руль.


Не могут быть правильно организованные автобусные пассажирские перевозки безумно выгодными, это же не грузы морем переправлять! Муниципальные перевозки во всем мире убыточные, а у нас выгодные. Это как? А за счет нарушений. Если “вставить в рамки” частный извоз и снять все недоработки, то только польза от него будет. Недавно создана комиссия при республиканском Министерстве транспорта и дорожного хозяйства, которая на конкурсной основе будет отбирать наиболее достойных перевозчиков. Думаю, наведут порядок.


Теперь насчет конкуренции. Представьте себе на минуту, что исчез весь частный транспорт. Худо-бедно, но муниципальные предприятия с перевозкой пассажиров справятся. А вот если наоборот? Так что частники для нас пока только помощники.


Беседовала

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще