Прошлогодние прогнозы руководства ОАО “КамАЗ” на 2001 год оказались излишне амбициозными. Уже в первом квартале этого года стало ясно, что те макроэкономические показатели, которые легли в основу бизнес-плана-2001, оказались ошибочными, откровенно признался журналистам во время прошедшей на этой неделе пресс-конференции президент – генеральный директор группы предприятий “КамАЗ” Иван Костин.
Обнадежил дирекцию автогиганта и объем инвестиций, вложенных федеральным центром в основной капитал России в четвертом квартале 2000 года, – более 400 млрд. рублей. Тогда как в первом квартале текущего года инвестиции не достигли и 250 млрд. рублей. Естественно, такого спада, который моментально отразился на состоянии всех машиностроительных заводов страны, никто не ожидал.
Тем не менее в третьем квартале КамАЗу удалось выровнять положение. После заседания совета директоров, состоявшегося в конце августа, Камский автозавод начал работать по скорректированному плану. И уже в сентябре КамАЗ впервые за долгое время вышел на показатель 1,7 млрд. рублей реализованной продукции в месяц, то есть в целом – на безубыточность. А по прогнозам И.Костина, год будет закончен с прибылью как минимум в 40 млн. рублей. Всего же за три квартала КамАЗ отгрузил потребителям товарной продукции на сумму 12,37 млрд. рублей, что почти на 10 процентов выше прошлогоднего показателя.
Это стало возможным во многом благодаря практически завершенной реструктуризации долгов автозавода перед правительствами России и Татарстана, отечественными и иностранными кредиторами. Но главное, по мнению генерального директора, это то, что объединение сертифицировало по международным требованиям “Евро-2” двигатели на 320 и 360 лошадиных сил. Из-за отсутствия этих силовых агрегатов КамАЗ сильно проигрывал МАЗу – своему конкуренту по транспортным тягачам. К концу этого года руководство предприятия планирует получить двигатели, соответствующие требованиям “Евро-3”.
В общем, судя по данному Иваном Костиным отчету, КамАЗ сделал солидные шаги, дабы в будущем стать конкурентоспособной компанией на европейском машиностроительном рынке. По крайней мере, при определенных усилиях Камский автогигант в состоянии сохранить 48-процентную долю грузовиков на российском рынке, не дав себя вытеснить таким своим мощным конкурентам, как УралАЗ и МАЗ.
На автогиганте продолжает внедряться новая структура управления, соответствующая мировой практике организации менеджмента в крупных автомобилестроительных корпорациях. Объявлены конкурсы на замещение высших руководящих должностей, в частности Торгово-финансовой компании КамАЗа. Руководители и специалисты подбираются по западному образцу – под апробированную и эффективно действующую систему, а не наоборот, как это годами практиковалось в нашей стране.
Сегодня в некоторых средствах массовой информации вновь муссируются слухи о скорой замене И.Костина. На вопрос журналистов – возможно ли это? – нынешний глава Камского автозавода ответил, что и такой вариант нельзя сбрасывать со счетов. Хотя за неполные пять лет правления его уже неоднократно “снимали” с должности. И.Костин сказал, что положительно относится к конкурентной борьбе, и если появится более сильный претендент на “генеральское” кресло, который сможет лучше вести дело, то по-мужски уйдет. Однако назвал появившиеся в прессе статьи заказными.
Несмотря на все внутренние интриги, по итогам 2000 года КамАЗ вновь признан лучшим экспортером России. В этом году завод намерен отправить на экспорт 3,5 тыс. автомобилей, то есть на тысячу больше, чем в прошлом году. Кроме того, планируется открыть сборочное производство “КамАЗов” в других странах, к примеру, в Судане (сегодня “КамАЗы” собираются в Эфиопии и Казахстане, в октябре нынешнего года началась сборка машин и в Польше).
На днях ОАО “КамАЗ” удостоено диплома Национальной премии в области бизнеса “Компания года-2001” в номинации “Компания года в сфере производства продукции промышленного назначения”. Между прочим, татарстанский автозавод – единственное машиностроительное предприятие среди 21 лауреата Национальной премии.