Мы уже давно привыкли к тому, что наш жилкомхоз влачит жалкое существование и постоянно нуждается в дотационной подпитке. Эту мысль в наши головы внедрили сами жилищно-коммунальщики, которые постоянно с цифрами в руках доказывают, что, мол, при таких льготных тарифах никогда не выйдешь на самоокупаемость, поэтому нужно переходить на 100-процентную оплату платежей за коммунальные услуги. Но мы уже свыклись с мыслью, что ЖКХ – это “черная дыра”: сколько ни дай, всё будет мало. Да и статистика подтверждает: по оценкам специалистов и результатам аудита коммунальных служб, до 40 процентов средств, уходящих на финансирование российского ЖКХ, тратится впустую или попросту разворовывается.
В ожидании реформы жилкомхоза Комитет парламентского контроля организовал проверку использования бюджетных средств в девяти предприятиях и организациях (ПО “Татводоканал”, КУП “Казводоканал”, ГУП “Водоканалсервис” и “Таткоммунпромкомплект”, ПТЖХ Приволжского, Московского и Кировского районов Казани, департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Казани и др.) коммунальной сферы Республики Татарстан в 2000 году и в первой половине 2001 года. Результаты проверки были обнародованы на очередном заседании комитета 18 октября. Значительная часть средств (по сути, каждый десятый рубль из 860 млн. 921,9 тыс.рублей, выделенных из бюджетов разных уровней) была израсходована ими неэффективно. При этом 27,5 млн.рублей выведены из финансового оборота и длительное время находятся в распоряжении коммерческих структур.
Более 30 млн.рублей переплатила в начале прошлого года администрация Казани при покупке 14 трамвайных вагонов для КП “Горэлектротранспорт”. Заводская отпускная цена всех трамвайчиков с учетом транспортных расходов составляла 30,1 млн.рублей. Столько завод-изготовитель и получил. Администрация же за них заплатила 61 млн. 724,9 тыс.рублей путем проведения зачета погашения задолженности Казанского отделения Горьковской железной дороги бюджету г.Казани. К тому же через московскую коммерческую структуру “Эларис М”. “Это чистый криминал”, – отреагировали на данный факт многие депутаты. И действительно, далее выяснилось, что договор соглашения уже аннулирован налоговыми органами, а самим делом занялось УБОП МВД Татарстана.
13 млн. рублей были использованы “Таткоммунпромкомплектом” не по целевому назначению. Большая часть этих бюджетных средств предназначалась для проведения исключительно лизинговых операций. Так, в июле-августе этого года предприятие на 8,3 млн.рублей закупило 15 “КамАЗов” для передачи в лизинг предприятиям жилищно-коммунального хозяйства Актанышского (10 автомашин) и Буинского (5) районов. При этом Актанышское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства в получении техники не нуждалось, так как уже имело камазовские самосвал и мусоровоз. Руководство ГУП “Таткоммунпромкомплект” легким росчерком пера все “КамАЗы” передало другим – совершенно непрофильным предприятиям. В то же время заявки некоторых жилищно-коммунальных хозяйств на автомашины в названных районах удовлетворены не были. Некоторые из них до сих пор ни одного транспортного спецсредства не имеют.
На часть лизинговых средств руководство ГУП “Таткоммунпромкомплект” необоснованно приобрело три единицы спецтехники (одну из них – машину КО-503 – при этом безвозмездно передало в многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Актанышского района), часть потратило на приобретение у коммерческих структур по завышенным ценам приборов учета расхода воды, часть израсходовало на нужды предприятия (выплату заработной платы, налогов, хозяйственные расходы). Итого – еще почти 6 миллионов. “Обеспеченность спецтехникой в республике сегодня – около 40 процентов, а тут такая халатность!”, – прокомментировал ситуацию депутат А.Каримов.
Более 3,5 млн.рублей бюджетных средств необоснованно использованы в ПТЖХ Кировского района Казани.
Почти на 2 млн.рублей, которые предназначались на капитальный ремонт жилого фонда, были проавансированы поставщики товаров и материалов – в основном коммерческие структуры. Свои обязательства перед ПТЖХ они не выполняют в течение длительного времени (ООО “Дезар” – 1,12 млн.рублей с декабря 2000 года, ассоциация “Архфонд” – 208 тыс.рублей с 1999 года, ЗАО “Конус” – 289 тыс.рублей с 1999 года, ОАО “Агростройтранс” – 100 тыс.рублей с 2000 года и т.д.). Кроме того, при проведении ремонтных работ ПТЖХ завысило их стоимость на 181 тыс.рублей. Для сравнения: капитальный ремонт одного жилого дома обходится в 1 млн. рублей. Недоремонт же жилфонда в районе за все годы сегодня составляет полмиллиарда.
Проверка выявила, что за счет средств ПТЖХ администрацией Кировского района эксплуатируются пять легковых автомобилей. Расходы не возмещаются с 1998 года, и по состоянию на 1 июля 2001 года они составили 1,25 млн. рублей. Как откровенно признался теперь уже бывший управляющий ПТЖХ И.Газизов, руководство райадминистрации отблагодарило предприятие сверхлимитным финансированием. Но ни у депутатов, ни у журналистов не было уверенности, что они в конечном счете были использованы по назначению. Ведь в ПТЖХ не чурались с нарушением действующих нормативов списывать топливо и строительные материалы и выплачивать заработную плату (вероятно, не дворникам и слесарям)…
Около 125 тыс.рублей переплатило ПТЖХ Кировского района за покупку автомобилей: автомашина ГАЗ-3102 была куплена в мае этого года за 300 тыс.рублей, ВАЗ-21103 в августе 1999 года – за 200 тыс.рублей, УАЗ-31519 в марте 2000 года – за 170 тыс.рублей. Все они на момент покупки имели значительно меньшую среднерыночную стоимость.
В ПТЖХ Московского района Казани (управляющий Р.Андреев) фактов неэффективного использования бюджетных средств выявлено на 4,5 млн.рублей. Причем треть этой суммы длительное время находилась в распоряжении различных организаций и коммерческих структур.
Выявлены также факты необоснованного занижения арендной платы за сдаваемые нежилые помещения. Только по четырем арендаторам аренда занижена в нарушение постановления Кабинета Министров РТ на общую сумму 858,7 тыс. рублей (как-то не верится, чтобы коммерсантам могли предоставляться льготы, зато вполне вероятно, что разница шла в карман чиновников. – И.Р.). В целом же в проверенных ПТЖХ плата по 180 договорам аренды была занижена вдвое, что лишило в этом году городской бюджет и сами предприятия почти 8 млн.рублей. Между тем задолженность по заработной плате своим работникам в Московском ПТЖХ на 1 января составляла более 4 млн. рублей.
В бывшем департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации Казани (начальник В.Ульмаскулов) реконструкция административного здания по ул.Миславского обошлась почти на миллион дороже. Понятно, что для себя, родимых, хочется сделать как можно лучше: простым евроремонтом уже не обойтись. Также за счет бюджетного финансирования департамента городской администрацией эксплуатировался служебный легковой автомобиль, арендуемый в ЗАО “ТАИФ-Сервис”. В месяц аренда обходилась в 39,2 тыс.рублей. А за полтора года наем этого автомобиля обошелся бюджету почти в четверть миллиона! Лимузин в Голливуде арендовать – обойдется дешевле.
Почти два года не дают отдачи вложенные через департамент ЖКХ Казани в производство местного коагулянта для очистки воды на городском Волжском водозаборе более 9,7 млн.рублей. Еще в феврале 1999 года для этой цели КУП “Казводоканал” совместно с ГК НПП им. В.И.Ленина было образовано предприятие “Даная”. По распоряжению главы администрации Казани строительство профинансировано в течение прошлого и первого полугодия нынешнего года на 9,8 млн.рублей. Месяц назад предприятие должно было быть введено в эксплуатацию. Но производство коагулянта не налажено, и по-прежнему он приобретается в различных регионах России. За последние 20 месяцев для очистки воды “Казводоканал” потратил 32,9 млн.рублей.
Следует отметить, что на аналогичные недостатки и упущения в использовании бюджетных средств Комитет парламентского контроля обращал внимание руководства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, а также подведомственных ему предприятий и организаций еще три года назад. Однако должных выводов никем из них сделано не было, и тенденция к росту отвлечения значительных бюджетных средств и их нерационального расходования сохраняется, мер к возврату денег не принимается. Если по материалам предыдущей проверки было направлено не по прямому назначению свыше 20 млн.рублей, то по итогам нынешней – 39,6 млн.рублей.
Министерством до сих пор не принято необходимых мер по возврату в бюджет фирмой “Центр “ТатАрт” 20 с лишним миллионов рублей, которые выделялись ей в феврале 1997 года для приобретения материальных ресурсов аварийно-технического запаса отрасли. Не вернулись в бюджет и 7,4 млн.рублей, переданные ещё в 1996 году фирме “Янина” в счет поставки автомобилей “КамАЗ”.
Озвученные на заседании факты вызвали большое возмущение у народных депутатов. По словам Т.Сафина, получить из казначейства лишний рубль для больницы – все равно что Ильича из Мавзолея вынести. А тут на комфорт чиновников тратятся такие суммы. Особо возмутила парламентариев безнаказанность должностных лиц. С.Титов посетовал на недостаточную эффективность мер, предпринимаемых властями по результатам проверок Комитета парламентского контроля. Он предложил по всем выявленным фактам передать материалы в прокуратуру и УБОП: “Это – воровство, надо называть вещи своими именами, поэтому следует принимать конкретные меры”.
“Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня нуждается не столько в реформе, сколько в жесточайшем контроле, – сказал председатель Комитета парламентского контроля М.Магдеев. – Пока будет продолжаться воровство и разгильдяйство, никакая реформа не поможет”.
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства М.Хуснуллин разделил тревогу парламентариев. Он честно признал, что проверка вскрыла лишь малую часть имеющихся в жилкомхозе недочетов. Ибо “коммуналка” переживает общий системный кризис. Министр пообещал, что виновные будут наказаны, но одновременно попросил у депутатов поддержки, поскольку ЖКХ нуждается в серьезной помощи и поднять его можно только общими усилиями.