Администрация Набережных Челнов заключила контракт с фирмой “Татинвестгражданпроект” на разработку нового генплана города, который должен быть утвержден в 2002 году. До сих пор руководящим документом для строителей являются чертежи, вышедшие из стен московского проектного института еще в 1973 году. По ним происходила закладка автограда. Однако старый генплан уже давно не отвечает требованиям дня. Теперь в архив сдана не только прежняя идеология, определявшая эстетику “городов будущего”. Канула в Лету плановая экономика, а значит, стало невозможно в деталях расписать, какой объект, где и когда украсит улицы и кварталы. Теперь это решает его величество инвестор. Хорошо, если при этом он исходит из рекомендаций архитекторов…
Первая попытка подправить генплан, напомнил журналистам на брифинге в городской администрации главный архитектор автограда Искандер Курамшин, была препринята в 1986 – 1987 годах, но калейдоскоп политических событий помешал ее утверждению на уровне Правительства республики. Через несколько лет приобрела популярность идея освоения территорий, примыкающих к Нижнекамскому водохранилищу, как на левом, так и на правом берегу, в районе Тарловки. Однако из-за недостаточного экономического обоснования проекта к его реализации приступить не удалось. Вот и получилось, что полтора десятка лет архитекторы города находились в неустанном творческом поиске, а строительной “конституцией” челнинцы так и не обзавелись. И формально продолжает действовать генплан 1973 года. В связи с этим возникают различные коллизии. Например, в автограде идет строительство коттеджей, о чем тридцать лет назад – индивидуальное жилье в городской черте! – и помыслить было нельзя. И побывавшая недавно в Челнах комиссия Кабинета Министров РТ констатировала нарушения генплана. Теперь главный архитектор И.Курамшин за “самоуправство” ожидает вызова “на ковер” в Казань.
Как известно, большинство общественно значимых объектов, а также жилья в городе построено по титулу КамАЗа. К сожалению, сегодня автозавод не в состоянии играть роль генерального инвестора. Не вызывает зависти и финансовое положение “Камгэсэнерго-
строя”, “Татэлектромаша”. Конечно, это отрицательно сказывается на динамике развития города. Наметился перекос в сторону строительства магазинов и магазинчиков, АЗС, автостоянок. С одной стороны, можно лишь приветствовать активность малого и среднего бизнеса, вкладывающего деньги в сферу обслуживания. Да вот беда, далеко не всегда предприниматели берут в расчет сложившийся облик города. А устоять перед их напором чиновникам ох как непросто.
Громким скандалом закончилось сооружение торговых павильонов на проспекте Мусы Джалиля, напротив дворца культуры “Энергетик”, закрывших вид на площадь имени Батенчука. Ветераны стройки, архитектурная общественность потребовали восстановить статус-кво и впредь бережнее относиться к ставшему для многих дорогим городскому ландшафту. Как доложил И.Курамшин, заказчик согласился разобрать часть уже смонтированных торговых рядов, и теперь панорама площади с Дворцом культуры вновь стала просматриваться с проспекта. Одновременно инвестор объявил конкурс среди архитекторов с тем, чтобы “облагородить” внешний вид павильона, который народ успел наградить именем “Синий сарай”.
Но это еще не самое обидное прозвище. Встречаются среди новостроек и “курятники”. Хотя чаще всего людей возмущает не предельная функциональность мини-маркетов и низкое качество отделочных работ, а неудачная “привязка” торговой точки к местности. Бизнесмены, понятно, выбирают бойкие перекрестки. Мало того, что от этого разрушаются сложившиеся архитектурные ансамбли,- вырастают и препятствия на пути следования горожан, скажем, к автобусной остановке.
Так что новый генплан автограду очень нужен. А пока, чтобы противостоять неразборчивым в средствах инвесторам, глава администрации Р.Хамадеев издал постановление, запрещающее любое строительство на территории центра города, который по-прежнему представляет собой пустырь с заброшенным 25-этажным монолитным домом… У архитекторов, когда они примутся уточнять концепцию его застройки, не будут связаны руки наличием здесь случайных зданий.