Как мы уже сообщали, в начале недели в Кабинете Министров Татарстана под председательством Премьер-министра РТ Рустама Минниханова прошло зональное совещание по проекту бюджета республики на 2002 год.
Докладывая об особенностях бюджета-2002, министр финансов РТ Роберт Мусин отметил, что в основных его направлениях полное отражение нашли показатели социально-экономического развития республики, как достигнутые в текущем году, так и прогнозируемые на предстоящий год. Причем они учитывают все позитивные и негативные изменения в сферах налогового и бюджетного законодательства.
Социально-экономическое развитие этого года оказывает благоприятное влияние на исполнение доходной части бюджета всех уровней. А бюджет, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост экономики и улучшение социальной ситуации в республике, отметил министр. По данным Госкомстата РТ, за 9 месяцев 2001 года объем производства продукции вырос на 7 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При сохранении достигнутого уровня развития экономики индекс физического объема произведенной продукции по итогам текущего года должен составить около 106 процентов, что несколько выше прогноза Минэкономпрома РТ на 2001 год.
Это дает твердую уверенность в том, что плановые показатели доходной части консолидированного бюджета-2001 будут выполнены, сказал Р.Мусин. По крайней мере, за 8 месяцев текущего года перевыполнение уже составило свыше 20 процентов. И, между прочим, бюджеты многих крупных регионов, к примеру Самарской области, гораздо скромнее татарстанского.
Если при разработке первого варианта проекта бюджета-2002 при расчетах учитывалась прогнозируемая цена на нефть на мировом рынке в размере 22 доллара за баррель, то в связи с последними событиями в мире, связанными с конфронтацией между Америкой и Афганистаном, республиканский бюджет скорректирован с учетом стоимости нефти в 20 долларов за баррель. Доходная часть консолидированного бюджета республики на будущий год прогнозируется на уровне 39,3 млрд. рублей. Из них налоговые доходы составят 28,4 млрд. рублей, целевые налоги – 3,1 млрд., средства целевых бюджетных фондов – 6,1 млрд. рублей. Вообще, по настоящим прогнозам, бюджет-2002 превысит бюджет-2001 на 31 процент, в том числе по налоговым доходам – на 43 процента. Ожидается, что доходы этого года превысят доходы 2000-го на 15-20 процентов.
На совещании констатировалось, что исполнение доходной части подготовленного Правительством республики бюджета предположительно будет напряженным. Во-первых, значительно снижена ставка налога на прибыль – с 35 до 24 процентов. Если для налогоплательщиков сие – благо и инвестиционный климат в России от данного шага только улучшится, то выпадающие из бюджета доходы не сможет компенсировать даже отмена льгот по этому налогу. К тому же расширен список затрат, которые предприятия смогут включать в себестоимость своей продукции, что повлечет за собой существенное уменьшение налогооблагаемой прибыли. И чтобы выполнить план по налогу на прибыль, налоговикам придется поработать действительно напряженно.
Во-вторых, два года республика развивается в условиях высоких цен на нефть. Коль стоимость нефти на мировом рынке окажется ниже расчетных 20 долларов за баррель (на внутреннем рынке – 3285 рублей за баррель), то снизится и ставка налога на добычу полезных ископаемых. А это влечет за собой и серьезные изменения в налоге на прибыль, так как одним из главных налогоплательщиков по указанному налогу является АО “Татнефть”. Если на внутреннем рынке удельная стоимость нефти вряд ли упадет ниже обозначенной суммы, то на мировом – падение цены весьма реально, сказал Премьер-министр.
Был затронут вопрос и о программе развития бюджетного федерализма РФ на период до 2005 года. Федеральный центр, сохраняя в Российской Федерации крайне высокую централизацию налогово-бюджетных полномочий, ущемляет права нижестоящих бюджетов, причем собирается это делать, по меньшей мере, еще 4 года. Свидетельством такого ущемления является, главным образом, утвержденная схема основных налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы в РФ. Согласно этой схеме все легко собираемые и наиболее объемные доходные источники регионов России (такие как налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы на газ, бензин, автомобили и товары, ввозимые в страну, и прочие) предусматривается относить к статусу федеральных и в полном объеме зачислять в федеральный бюджет.
Такая позиция центра снижает заинтересованность органов власти субъектов Федерации в развитии налоговой базы, формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, ограничивает возможности для проведения долгосрочной экономической бюджетной политики. Что приводит к размыванию ответственности за состояние бюджетной сферы. Хотя основное направление бюджетного федерализма татарстанское Правительство видит в повышении роли собственных доходов региональных и местных бюджетов. Это обеспечило бы создание предпосылок для перехода в недалекой перспективе к формированию доходов бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов. Нужно только не на бумаге, а на деле расширить налоговые полномочия органов власти субъектов РФ. Кстати, этот принцип при формировании республиканского и местных бюджетов используется в Татарстане уже несколько лет.
На совещании прозвучало, что расходная часть консолидированного бюджета-2002 прогнозируется в сумме 31,4 млрд. рублей – на 39 процентов выше прогнозного показателя нынешнего года. В общем, бюджет назван социальным. Расходы на социально-культурную сферу планируются в объеме 20,2 млрд. рублей, то есть почти на 40 процентов выше, чем в этом году. А на содержание жилищно-коммунального хозяйства республики отводится 4,5 млрд. рублей, плюс 700 миллионов должны поступить в республику в соответствии с федеральными целевыми программами. То есть сумма, запланированная на поддержку этой отрасли, в два раза превышает финансирование 2001 года. Сегодня население оплачивает в среднем 59 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг вместо 80 процентов, как того требует федеральный стандарт. Правительство рассчитывает, что в следующем году и мы достигнем 80-процентной планки. Хотя полученные таким образом средства в условиях перманентного повышения цен на энергоносители, горюче-смазочные материалы, сырье при значительном увеличении жилого фонда не смогут сделать хозяйство безубыточным.
Рустам Минниханов подверг критике расточительных глав районных администраций, нерационально расходующих бюджетные средства и по своему усмотрению строящих никчемные объекты – неоправданно большие сельские школы или лечебные учреждения, которые могут вместить в себя жителей всей деревни. Отныне строительные объекты должны иметь проектно-сметную документацию, прошедшую согласование в Минэкономпроме, иначе главы местных администраций будут привлекаться к ответственности, а строители – лишаться лицензий.
Чтобы профинансировать расходы по всем статьям консолидированного бюджета, необходимо не только обеспечить выполнение плана по доходам, но и покрыть прогнозный дефицит в объеме 2,3 млрд. рублей. А это возможно лишь при условии слаженной работы всех ведомств при тесном сотрудничестве с главами администраций районов и городов, всеми налогоплательщиками и бюджетополучателями республики, считает Р.Мусин.
В совещании приняли участие руководитель Аппарата Президента РТ Экзам Губайдуллин, руководители министерств и ведомств, главы администраций районов республики. Следующее зональное совещание по проекту бюджета планируется провести в Набережных Челнах.