Талгат Замалеев: “Низко кланяюсь людям, чьи руки пахнут хлебом…”

В этом году исполнилось 70 лет хлебопекарной отрасли республики.

Автор статьи: Владимир БЕЛОСКОВ

В этом году исполнилось 70 лет хлебопекарной отрасли республики. В 1931 году правительственным постановлением был создан Татпромхлебтрест, куда вошли существовавшие тогда разрозненно хлебозаводы и крупные пекарни. Так производство хлеба обрело централизованный характер, повысилась его государственная значимость. Со всей страной хлебопеки пережили трудные годы войны, восстановления народного хозяйства, социалистического строительства, периоды застоя и перестройки, пока наконец не вступили в эпоху рыночных отношений. Немало было проблем, острых производственных ситуаций. Но труженики отрасли с честью выходили из них, обеспечивая население республики самым важным, самым необходимым продуктом – хлебом.


Наш корреспондент встретился с генеральным директором ОАО “Татхлеб” Т.Замалеевым и, поздравив его и в его лице всех тружеников отрасли с праздником, попросил ответить на несколько вопросов.


– Талгат Исламович, в канун праздника работников хлебопекарной отрасли невольно вспоминается меткое народное изречение: “Хлеб – всему голова”. Наверное, это совсем не просто – быть хлебопеком, постоянно находиться в центре внимания населения?


– При всем уважении к другим профессиям подчеркну, нет более благородного и священного дела, чем обеспечивать жителей республики свежим и качественным хлебом. Хлеб во все времена был продуктом и стратегическим, и насущным.


Во исполнение постановления Центросоюза СССР и РСФСР Татарский республиканский союз потребительских обществ – “Татсоюз” решением от 17 июня 1931 года создал Татарский республиканский промышленный трест хлебопекарной отрасли – “Татпромхлебтрест”. В тот период в его состав входило 13 хлебопекарных предприятий, в том числе 8 – в Казани, с объемом производства 14 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий в год. Сегодня его правопреемник – открытое акционерное общество “Татхлеб”- объединяет вокруг себя 21 хлебозавод, макаронную фабрику, ремонтно-монтажный комбинат.


Предприятия хлебопекарной отрасли для населения республики ежедневно выпускают около 400 тонн хлеба и хлебобулочных изделий 56 наименований, 16 тонн кондитерских изделий 78 наименований, 12 видов макаронных изделий. Численность работающих в отрасли – 5,8 тысячи человек. Ежедневный товарооборот составляет 3,4 млн. рублей.


Общественные преобразования и связанные с ними рыночные реформы в народном хозяйстве повлекли за собой неоднозначные социальные последствия. Курс, проводимый руководством республики в сфере промышленного производства, обозначил четкую и ясную задачу – производить конкурентоспособную, качественную и доступную населению продукцию.


Считаем, что с этой задачей справляемся. Главное, мы сохранили единство отрасли, ее инфраструктуру, кадровый потенциал, завершили постепенный переход от стабилизации к устойчивому росту производства и реализации продукции. При этом мы постоянно ощущаем поддержку руководства республики в лице Президента М.Шаймиева, помощь Правительства в обеспечении сырьем и других вопросах.


Наряду с отечественными технологиями производства хлебобулочных изделий мы сегодня заимствуем все лучшее, что имеется в западных технологиях как в тестоприготовлении с применением улучшителей и добавок, так и в приобретении готового оборудования западных фирм. ОАО “Татхлеб” постоянно поддерживает связи с ведущими научными организациями России и Татарстана и зарубежными компаниями – фирмами “Энзима” (Чехия), “Эстера” (Франция), “Бакальдрин” (Австрия), “Палсгард” (Дания) и другими. Однако “золотым фондом” отрасли считаем заводские коллективы, чьим неустанным трудом обеспечивается бесперебойное снабжение населения республики хлебобулочными и кондитерскими изделиями. Труд их нелегок. И я низко кланяюсь тем людям, чьи руки пахнут хлебом…


Мы уже в течение трех лет на базе Казанского технологического университета ведем целевую подготовку высококвалифицированных специалистов для предприятий хлебопекарной отрасли. Уже сегодня многие выпускники этого вуза работают на наших заводах, а студенты проходят практику. Работать нашим предприятиям приходится в условиях низкой рентабельности, ведь хлеб – не техника, не ГСМ, до небес цены не поднимешь.


Цена на хлеб и хлебобулочные изделия в основном определяется ценами на сырье, основным из которых является мука. Ее доля в себестоимости составляет от 55 до 58 процентов. Естественно, на цены влияют и тарифы на электроэнергию, газ, мазут, водоснабжение, транспортные услуги. 77 процентов в общем объеме производства отрасли занимают хлеб ржаной, ржано-пшеничный и изделия из муки первого сорта, рентабельность по ним составляет всего 6-7 процентов. Цены по этим хлебобулочным изделиям в Казани остаются самыми низкими среди четырнадцати городов Приволжского федерального округа – ниже только в Ульяновске.


Другой вопрос: стоит ли гордиться дешевым хлебом? Ведь его нужно вырастить, собрать, перемолоть в муку, испечь и продать, это очень длинная технологическая цепочка. Колоссальный труд тысяч людей должен цениться по достоинству.


– Жители республики подзабыли, что такое хлебные очереди. А вот по качеству хлеба нет-нет да случаются нарекания. А как вы сами оцениваете свою работу?


– Действительно, молодое поколение не помнит, когда за хлебом были длинные очереди, когда работать на хлебозаводе считалось непристижным, когда у заводов не было практически “живых” денег. О качестве тогда мало кто говорил. Но новые экономические условия заставили заниматься рынками сбыта, и первое, с чего мы начали, это с организации собственной торговой сети. Получили поддержку “наверху” о передаче всех хлебных магазинов в ведение хлебозаводов, взяли их в долгосрочную аренду, сделали современный ремонт. Сегодня мы имеем собственную специализированную торговую сеть во всех крупных городах республики, включающую 176 магазинов, 45 передвижных “тонаров” и 20 киосков, через которую реализуется около 40 процентов производимой нами продукции. Выполнение этой стратегической задачи позволило насытить торговые площади своими товарами, сразу возникла необходимость в расширении ассортимента. Хозяйская гордость и непосредственный контакт с покупателем стимулировали интерес к повышению качества, появилось чувство ответственности за производимый товар. Все это заставило нас интенсивно развивать собственную инфраструктуру, и прежде всего автотранспортные службы, своевременно и без срывов решать вопросы доставки сырья. Увеличили частоту подвоза готовой продукции к торговым точкам с двух до четырех раз в сутки, что позволяет приобретать в наших магазинах свежие хлебобулочные и кондитерские изделия.


Практически весь новый ассортимент ежегодно проходит строгий отбор, предварительную оценку качества на вкусовые, внешние и физико-химические свойства высококвалифицированными специалистами Республиканской дегустационной комиссии с последующей сертификацией. Так, в третьем квартале 2001 года на базе Альметьевского хлебозавода проведено заседание этой комиссии по рассмотрению представленных образцов вновь разрабатываемых изделий с применением новых видов ингредиентов – таких как пальмовое и кокосовое масла, глазурь шоколадная и белая, ароматизаторы ведущей фирмы “Волрдмаркет” (Англия) и улучшители комплексные. Проведена и сравнительная дегустация вырабатываемых изделий, таких как хлеб белый первого сорта, пряников “Подмосковные”, пирогов “Буляк”.


14 и 26 сентября на базе Казанского хлебозавода № 4 и Нижнекамского хлебокомбината были проведены смотры-конкурсы профессионального мастерства среди мастеров-булочников и кондитеров с участием мастеров хлебопекарной промышленности Нижнего Новгорода. Результаты оценены компетентным жюри, в составе которого были и опытные специалисты отрасли, а также Татарского центра стандартизации и метрологии и санитарной службы РТ.


В общем, делаем все, что можем, однако многое зависит от качества муки, отпускаемой зерноперерабатывающими предприятиями нашей республики, и прежде всего ОАО “ХК “Татархлебопродукт”: несоответствие ее хлебопекарным свойствам отражается как на вкусовых свойствах, так и на внешнем виде изделий.


– В нашей газете в этом году был опубликован ряд материалов о предприятиях хлебопекарной промышленности республики. Так вот, практически все руководители сетуют на большую изношенность оборудования, его моральный износ. Каким вам видится выход из этой ситуации?


– Ситуация, действительно, не из простых. Средний износ технологического оборудования по отрасли составляет свыше 62 процентов, износ печей – 90 процентов, на некоторых заводах и того выше. Для поддержания технологических режимов печи горят круглосуточно. Некоторые виды технологического оборудования работают по замкнутому циклу и подвергаются термоциклированию, что приводит к ускоренному их износу. Само хлебное производство связано с агрессивными средами, а потому у нас используется только нержавеющая сталь, которая очень дорога. Для примера скажу: одна импортная хлебная линия стоит около 2 млн. долларов. Таких денег у заводов сегодня нет. Это привело к тому, что в 1998 году мы первыми из перерабатывающих отраслей нашей республики инициировали принятие постановления Правительства о реформировании отрасли на пять лет вперед. Разработали концепцию ее развития до 2004 года и как приложение к концепции – инвестиционную программу, предусматривающую общий объем инвестиций на сумму 214 млн. рублей, в том числе 138 млн. рублей собственных средств. В 1999-2000 годах разработано восемь быстро окупаемых бизнес-планов инвестиционных проектов. По трем из них уже получены средства, закуплено и сдано в эксплуатацию оборудование. Если в 1999 году на переоснащение предприятий отрасли было направлено 23,8 млн. рублей, в 2000 году – 28 млн. рублей, то в этом году будет направлено около 46 млн., из них собственных средств – 32 млн. рублей. В остальном рассчитываем на инвесторов, постоянно ищем их, работаем с коммерческими банками. Рассчитываем и на господдержку. Главное, у нас есть видение будущего, понимание, как жить дальше.


Хотелось бы поздравить всех хлебопеков республики с профессиональным праздником, пожелать крепкого здоровья и семейного благополучия.


Интервью взял

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще