Так сложилось, что, говоря о машиностроении нашей республики, мы невольно ассоциируем эту отрасль с огромным КамАЗом, вспоминаем многострадальный ЕлАЗ, на слуху вертолеты и самолеты татарстанского производства.
Вместе с тем в нашем регионе есть и небольшие по своему масштабу предприятия этой отрасли, сумевшие не только пережить экономические катаклизмы постперестроечного периода, ощутить на себе горечь разорения, но и затем, найдя свою нишу, довольно успешно конкурировать с коллегами.
Завод “Нефтемаш” в Азнакаеве относится к числу таких предприятий. Он пережил процедуру банкротства, которая, по словам директора Марата Гайсина, оздоровила его финансовое состояние. Сегодня основной пакет акций акционерного общества находится в “Татнефти”, что, в свою очередь, также благотворно повлияло на темпы “выздоровления” “Нефтемаша”.
Говоря о нише, которую определили в машиностроительном пространстве ведущие менеджеры предприятия, нужно отметить не только ее узкую и специфическую направленность в масштабах отрасли, но и в первую очередь актуальность этого направления.
– Специфика нашего завода заключается в том, что мы производим для нефтяников, газопереработчиков и энергетиков специальную технику на шасси “КамАЗов”, “УРАЛов”, “ЗИЛов” и ряда других автомобилей, – говорит М.Гайсин.- Каждая из этих машин оборудована кранами-манипуляторами грузоподъемностью от пятисот килограммов до девяти тонн. В принципе, завод представляет простую и достаточно короткую по своей временной протяженности технологию. Нет сложной механической обработки или многоступенчатых химических процессов. Упрощенно говоря, клепаем кузова, монтируем их на шасси, налаживаем навесное оборудование и отдаем заказчику.
А вот заказчики у этого небольшого предприятия серьезнейшие. Это не только сама “Татнефть”, но и другие известные компании. В числе постоянных партнеров азнакаевского “Нефтемаша” числятся “Юкос”, “Славнефть”, “Сургутнефтегаз”. Давние отношения связывают азнакаевцев с сибирскими нефтяниками, для которых сотрудничество с неблизким татарстанским предприятием оказалось предпочтительнее остальных. Дело в том, что нефтемашевцы, как выяснилось, значительно расторопнее других машиностроителей в разработке и внедрении тех идей, которые имеются у заказчика.
Подхватывая их, здесь смогли разработать уникальные агрегаты, которые значительно облегчили труд нефтяников. К примеру, с агрегата ремонта промысловых трубопроводов, предназначенного для аварийного и текущего ремонта, можно не только произвести сварочные работы, погрузочно-разгрузочные и монтажные операции, но и откачать разлитую на грунт загрязненную жидкость. Или взять тот же промысловый самопогрузчик, который предназначен для перевозки штанговых насосов, различного оборудования и приспособлений, применяемых при подземном ремонте скважин. Это транспортное средство оказалось удобным в эксплуатации, и при этом оно экономичнее обычных автомобилей, занятых на тех же работах, за счет своей комплексности.
Именно возможность оборудовать автомобиль таким образом, чтобы он, не теряя своих свойств средства передвижения, в то же время смог выполнять множество иных функций, и ценится у тех, кто умеет считать деньги.
Азнакаевские нефтемашевцы умеют, что называется, на ходу ловить идеи заказчиков, квалифицированно претворяя их в дело. Как-то один из руководителей жилищно-коммунальной сферы, человек многоопытный, поделился мыслями по поводу того, как должна выглядеть ремонтная машина коммунальщиков. В результате на свет появился агрегат ремонта коммунальных систем, который официально именуется транспортным специализированным средством с краном-манипулятором “КоБРА”. Тот, кто работает на нем, признает, что лучшего мобильного средства для того, чтобы ремонтировать и обслуживать оборудование и системы тепло-, водоснабжения и канализации, встречать не приходилось. Новинка с одобрением была встречена и в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства, где даже заявили о специальном заказе для республики. Другое дело, что через несколько дней руководство Минстройжилкомхоза сменилось, и изобретение азнакаевцев так и осталось невостребованным.
Кстати, одна из перспективных разработок “Нефтемаша” на основе идей сибирских нефтяников сейчас дорабатывается в цехах предприятия. Как говорит Марат Салихович, это будет принципиально новая машина, которую давно ждут те, кому приходится трудиться в условиях суровой зимы. Она будет обслуживать подъемники для ремонта скважин. Сейчас тяжелые неповоротливые машины приходится гонять на удаленные базы, внедрение же новинки сэкономит немало времени и средств.
Востребованными оказались и разработанные на заводе проекты зданий. Сегодня во многих подразделениях “Татнефти” успешно функционируют блок-боксы. Это многопрофильные здания контейнерного типа полной заводской готовности, которые можно транспортировать и автомобилями, и железнодорожным транспортом. Удобны они еще и тем, что подобный блок-бокс легко приспособить как под жилье, так и для установки оборудования.
А вот вагон-домик оказался удобен тем, что эту каркасно-металлическую конструкцию на базе прицепов или на санях можно быстро доставить на место, где разворачиваются работы, сэкономив тем самым время. Временные жильцы этого сооружения будут себя чувствовать здесь комфортно.
Сегодня “Нефтемаш” переживает не самые лучшие времена. Конечно, тяжело тягаться с такими гигинтами машиностроения, как тот же КамАЗ. Ведь на нем традиционно сильна конструкторская школа. Нехватку профессиональных конструкторов в Азнакаеве ощущают в повседневной работе. Именно поэтому одно из последних совещаний руководства предприятия было посвящено кадровой политике. Причем ситуация складывается таким образом, что завод одним из первых почувствовал на себе последствия демографического кризиса. Остро нужны станочники, рабочие других профессий. В этих условиях дирекция приняла решение заняться подготовкой необходимых кадров. Если на других предприятиях всеми правдами и неправдами пытаются проводить пенсионеров на заслуженный отдых, здесь думают над тем, как продлить их продуктивную трудовую жизнь.
Особая забота директора – усиление конструкторского бюро, которое с полным правом можно назвать основой благополучия предприятия. Именно от того, с какой максимальной точностью и в каком оригинальном исполнении сумеют специалисты-конструкторы воплотить в металл задумки своих заказчиков, зависят и финансовые потоки завода.
Нефтемашевцы сумели поставить на крепкие ноги маркетинговую службу. Для такого небольшого предприятия, на взгляд непосвященного, двадцать человек работающих здесь – роскошь. Но во многом благодаря их труду, признает директор завода, удается не только обеспечивать основное предприятие заказами, но и продавать то, что произведено. Это по нынешним временам – дело нешуточное. А продукция, произведенная на “Нефтемаше”, отмечена выставками самого высокого уровня. В числе последних – международная выставка “Нефть и газ-2001”, где заводские агрегаты были удостоены высокой оценки специалистов за актуальность и творческий подход. Высокое качество представленной продукции было отмечено и на международной выставке “Нефтегаз-2001” в Казахстане.
Проблем на азнакаевском машиностроительном заводе немало, но важно, что здесь они не становятся причиной того, чтобы остановить созидательные процессы. Как признался Марат Гайсин, на недавнем совете директоров “Татнефти” он получил нагоняй. И выслушал его с огромным удовольствием. Потому как речь шла о том, что заводчане не выходят на своих акционеров с инвестиционными проектами. А ведь они так привыкли вариться в собственном соку, что мысль о финансировании со стороны как-то еще и не созрела. Но такая существенная поддержка делает будущее этого небольшого, но мобильного в своей деятельности предприятия более устойчивым. И хочется верить, что нефтемашевцы еще не раз удивят и порадуют нас своей оригинальной продукцией.