Чуть более двух лет потребовалось директору ОАО “Чистопольская мебельная фабрика” А.Меркурьеву, чтобы его предприятие вышло из банкротства и обрело статус самостоятельного предприятия.
…Заброшенные опустевшие цеха, занесенная снегом территория, жуткий холод во всех помещениях и гнетущая тишина встретили его в то январское утро 1999 года. Одной из первых об обстановке на предприятии доложила начальник мебельного цеха В.Кавайкина, которая в самое трудное время не покинула фабрику, без оплаты, как зеницу ока, храня оборудование. Но систему отопления сберечь не удалось: кончились запасы угля, и она “разморозилась”.
Всего на четыре месяца хватило терпения у первого внешнего управляющего. Новому же руководителю начальник цеха жаловаться не стала. Наоборот, сказала, что основной костяк работников – столяров – сохранился, в рабочем состоянии и оборудование.
– В общем,- сказала В.Кавайкина, – можно приступать к делу.
Словам опытного специалиста можно было верить. Уж если спецы и рабочие не разуверились в будущем фабрики, значит, можно надеяться на ее выздоровление.
Как говорится, лиха беда – начало. Чтобы заработать хоть какие-то деньги, в зимнюю стужу, в валенках, шубах рабочие принялись за выполнение заказа от почты – начали сколачивать посылочные ящики. И, не откладывая, приступили к полной реконструкции отопления. Вместо мощной котельной, ежегодно “съедающей” угля на 960 тысяч рублей, решили приобрести пять газовых котлов для автономного обогрева. На переоборудование потребовалось 360 тысяч рублей, но в том же году затраты окупились сторицей: на оплату газа для мини-котлов ушло всего 70 тысяч рублей.
В то же время принялись энергично реализовывать изделия, залежавшиеся на складах, ремонтировать цеха и осваивать новую продукцию. В этот трудный период большая поддержка была оказана фабрике народным депутатом РТ, генеральным директором предприятия “Татнефтепром- Зюзеевнефть” Ш.Ягудиным, выделившим ей битум. В Кирове он был обменян на пило- и лесоматериалы, из которых были изготовлены столярные изделия для нефтяников.
Ровно через полгода была погашена и задолженность по зарплате (она составляла 260 тысяч рублей), и рабочие стали получать ее регулярно. Это, пожалуй, и явилось главным стимулом их возвращения на фабрику.
В сжатые сроки построили и пятикамерную сушилку. Сейчас здесь обрабатывают не только свои пиломатериалы, ведь в подобном оборудовании нуждается и ряд соседних предприятий, население города. Значит, и тут есть возможность зарабатывать.
Немалую выручку получают от сдачи в аренду освободившихся помещений предпринимателям, выпускающим качественную мебель, оконные, дверные блоки. Поступают средства и от аренды трех “КамАЗов”. Большую экономию средств получили за счет сокращения общей площади, занимаемой фабрикой. Когда-то она размещалась аж на девяти гектарах, хотя 1,8 гектара ей оказалось вполне достаточно. И даже на “урезанной” территории хватило места для строящейся платной автостоянки, которая также будет приносить реальный доход. Для расчета с кредиторами на продажу выставили ненужные здания, оборудование.
Главным же условием выхода из кризиса стала работа фабрики под конкретный заказ. Было время, когда предприятие годами выпускало однотипные “стенки”, чаще работая не на покупателя – особым спросом продукция не пользовалась, а “на склад”. Нынче фабрика – серьезный конкурент аналогичным предприятиям и дважды выиграла тендер на производство 50 наименований мебели – заказы для новой чистопольской школы и (почти на два миллиона рублей) на мягкие стулья с высокими резными спинками для офисов и кабинетов учреждений Министерства культуры Татарстана.
Кстати, присутствовавший на открытии новой школы в Чистополе Президент РТ М.Шаймиев дал высокую оценку изделиям чистопольских мебельщиков и призвал оказывать им поддержку.
Сегодня в ассортименте выпускаемых изделий фабрики – “стенки” различной конфигурации с фасадом из натурального дерева, удобные, экологически чистые детские кроватки из березы, одно- и двухтумбовые столы, офисные филенчатые двери самой современной отделки, разнообразная школьная мебель, заказываемая из соседних районов – Нижнекамска, Нурлата и даже из столицы Татарстана.
Почти каждый заказ индивидуален, требует от исполнителей высшего мастерства, каким, как говорится, от Бога наделены Р.Кабиров, Т.Смышляева, В.Коробочкин. Им доверяется изготовление самых сложных изделий. Растет объем заказов, полнится и казна, увеличиваются оборотные средства на развитие.
– В ходе реорганизации пришлось подбирать и команду управленцев, умеющую работать в новых, рыночных условиях, – говорит А.Меркурьев. – Внешнее же управление стало для нас своеобразной терапией, “лечением” от косности, застоя. Заморозив долги, государство дало нам шанс на возрождение, выживание. Трудностей еще много, но первый, самый сложный этап мы прошли.