Как достать потребителя до печенок?
Энергетики уже со страниц газеты взывают к совести неплательщиков, задолжавших им десятки и сотни миллионов рублей. Дескать, если вы такие хитрые и умудряетесь годами не отдавать долги, научите и нас пользоваться бесплатно плодами чужих усилий и избегать при этом уплаты налогов. Называются и конкретные предприятия-должники, в их числе, например, КамАЗ (210 млн. рублей), КУП “УРЭИК” (380 млн. рублей). Несмотря на наивный ход, энергетикам можно только посочувствовать: общий долг энергопотребителей Набережных Челнов достиг 742 млн. рублей, а это, как сообщает пресс-служба, четвертая часть дебиторской задолженности “Татэнерго”.
Однако подобные воззвания, скорее всего, имеют такой же эффект, как мертвому припарка. И по совести, и даже по суду покупатели-потребители энергии не в силах расплатиться сполна. Судебные исполнители в растерянности: что изымать у коммунальщиков, если они сами голые? Отнять разве что не успевшие проржаветь трубы, но тогда не в чем будет транспортировать энергоуслуги, из-за которых весь сыр-бор…
Самая действенная санкция, которая отчасти срабатывает в подобных ситуациях, – отлучить предприятия-должники от подачи энергии, а население, скажем, от горячей воды в зимнюю стужу и от холодной – в летний зной. Это значит, чтоб до печенок достало каждого. Сами знаете, когда из крана на кухне не капает, а бачок унитаза высыхает до дна, как колодец в пустыне, жизнь превращается в ад и сплошной мат. Однако именно рядовой потребитель-жилец является как раз самым дисциплинированным плательщиком коммунальных и прочих услуг (по сравнению с другими, конечно: он задолжал тому же КУП “УРЭИК” “всего” 150 млн. рублей). Население-то за что страдает? И долго ли ему быть крайним?
Купил за три, продал за рубль…
Реформа в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), объявленная в республике, несомненно, должна не просто сдвинуть с места и решить проблему коммунальных неплатежей, но встать на защиту рядового потребителя. Как ее проводить? Какие пути выхода из ситуации видят те же самые злостные предприятия-неплательщики? И какова их непосредственная вина в сложившейся ситуации, на которую так усиленно намекают в “Татэнерго”?
Заместитель директора по экономике и финансам упомянутого коммунального унитарного предприятия “Управление по ремонту и эксплуатации инженерных коммуникаций” (КУП “УРЭИК”) города Набережные Челны Нина Хромых рассказывает:
– Наше предприятие является убыточным начиная с 1997 года. Тяжелое финансовое положение сложилось изначально прежде всего из-за введенных в том году новых нормативов потребления услуг по водоснабжению и водоотведению: 105 литров горячей и 157 литров холодной воды в сутки на человека (до того нормы были соответственно 180 и 220). Анализ данных по другим регионам показывает, что нормы по городу явно занижены, тем более что открытая схема теплоснабжения предполагает более высокое давление в сетях, а значит, и больший расход горячей воды. Это же подтверждают и счетчики, установленные на ряде домов. В итоге получается, что мы закупаем тепловую энергию, горячую и холодную воду строго по приборам учета, а население рассчитывается за эти услуги по заниженным нормативам. В результате разница – то есть превышение фактического потребления – ложится убытками именно на нас.
Второй причиной убыточности КУП “УРЭИК” являются необоснованные покупные тарифы на воду. Скажем, мы приобретаем горячую химочищенную воду по 3 рубля 88 копеек с НДС за один кубометр, а продаем населению по 1 рублю 30 копеек. В теории убытки должны покрываться за счет разницы в тарифах для предприятий-потребителей. Но перекрестного субсидирования на практике никак не получается – слишком большая доля услуг потребляется именно населением. А предприятия-потребители и сами сидят в долгах как в шелках.
И таких причин, образующих порочный круг, в котором вязнут все и устранить которые можно только на уровне Правительства и парламента республики, набирается немало. Скажем, только разный подход к методике расчета покупного тарифа тепловой энергии дает в год разницу в расчетах на сумму около 60 млн. рублей (откуда и растут наши долги перед “Татэнерго”). А с мая прошлого года социальными стандартами предусмотрены еще и дополнительные затраты: вода на промывку сетей, расходы на содержание водоподогревателей и циркулярных насосов. Эти расходы, представьте себе, вообще не включены в существующие тарифы!
Итог экономист Нина Хромых подвела неутешительный: КУП “УРЭИК” обречено быть вечно в долгах и при всем желании не может производить в должном объеме текущий и капитальный ремонты инженерных сетей. Вот и получается, что один большой порочный круг порождает множество других проблем.
Бюджету ЖКХ – отдельную строку
Вопросы финансирования ЖКХ, конечно же, непростые и требуют решения на республиканском, а не местечковом уровне. Даже в сравнительно молодом городе (что уж говорить о Казани и других старинных поселениях) степень изношенности городских инженерных коммуникационных сетей уже запредельная – она составляет сегодня от 70 до 100 процентов. Причем, можно сказать, изношенность эта наступила в Челнах одномоментно, ведь все трубы укладывали примерно четверть века назад, при ударном строительстве города. Срок трубы недолог. А это означает, что коммуникации, исчерпав свой физический ресурс, дошли до критического уровня и держатся сегодня исключительно благодаря ежедневной заботе и ежечасному пригляду соответствующих служб.
Говоря образно, город прогнил, и с каждым годом ему будет все труднее и труднее обеспечивать себя коммунальными услугами и оберегать от всякой заразы, в том числе от той же окаянной холеры, которая неожиданно обнаружилась на прошлой неделе в Казани. Понимают ли это отнюдь не рядовые челнинцы, которым, надо полагать, тоже нечем мыть руки перед едой (как усиленно советуют врачи), поскольку город все лето перебивается с водой?
Народные депутаты Республики Татарстан Ельцов, Титов, Зубарев и Юнусов, тщательно изучившие проблемы коммунальных энергетических предприятий, давно бьют тревогу.
Коммунальные энергетические предприятия Республики Татарстан имеют на балансе 560 котельных установок, протяженность тепловых сетей составляет 2132 километра. По их данным, износ оборудования котельных установок и магистральных тепловых водопроводных сетей достиг критической черты. Причинами тяжелого финансового состояния коммунальной энергетики являются отпускные тарифы на тепловую энергию, не покрывающие затраты, и недофинансирование местных бюджетов на теплофикацию. Так, в 2000 году цены на газ увеличились на 18 процентов, на электроэнергию – на 35 процентов, на воду – вдвое. В январе 2001 года цены на газ поднялись еще на 18 процентов. А тарифы на тепловую энергию оставались прежними и только с 1 июня нынешнего года выросли вдвое. Но все равно это не покрывает затрат.
Что же предлагают народные депутаты для оздоровления жилищно-коммунального хозяйства? В частности, по Набережным Челнам они считают необходимым покрыть убытки прошлых лет таким предприятиям, как КУП “УРЭИК”, а также при формировании республиканской инвестиционной программы на 2002 год предусмотреть средства на замену инженерных сетей города. Далее. Выделить отдельной бюджетной строкой расходы в целом на жилищно-коммунальное хозяйство республики. Тарифы на жилищно-коммунальные расходы должны предусматривать возможность развития отрасли с рентабельностью не менее 15 процентов, считают народные избранники.
Жить хорошо – не роскошь, а право
Ясное дело, тарифы необходимо поднимать, в том числе и для населения. Но если бы проблема решалась только поднятием тарифов! Они – мизер по сравнению с теми средствами, которые необходимо вложить в наши запущенные донельзя жилищное хозяйство и коммунальную энергетику.
Как-то, умеряя аппетиты хозяйственников, Премьер-министр пошутил: мол, заведите себе вместо большого холодильника маленький, и тогда вам будет казаться, что он набит битком. Так вот, маленький холодильник для жилищно-коммунальных организаций сегодня – это как бомба замедленного действия. Не знать этого может только тот, кто на себе не прочувствовал, что такое жить в промерзшей квартире, когда дети спят чуть ли не в валенках, когда на восьмом этаже нет не только горячей, а никакой воды. Здесь нужен не маленький и даже не большой, а уже огромный холодильник, причем битком набитый. Потому что если уже в сегодняшнем состоянии инженерные сети невозможно эксплуатировать нормально, то завтра их поведение станет непрогнозируемым.
Нужно уходить от такого понятия, как экономия на жилищно-бытовых условиях, а исходить из того, что нормальные условия жизни – это не роскошь, а элементарное право каждого человека. Соответственно, за нормальные услуги и платить надо нормально. Но можно (и нужно) при этом экономить! Выход простой – это поквартирная установка счетчиков на все виды услуг. Когда прибор на твоих глазах крутится и жужжит, это действует психологически. Сколько же литров я зря выливаю? – подумает любая хозяйка, закручивая покрепче краны. И какой мне завтра выпишут счет? Вот что придаст нам стимул экономить энергоресурсы. Ведь мы разбазариваем и не ценим лишь то, что имеем вдосталь. А когда не хватает, живенько учимся считать.
Есть ли толк латать решето?
Коммунальное предприятие “УРЭИК” давно вышло с программой к администрации города и не раз просило: ради Бога, давайте установим приборы учета на каждом доме! Мы же задыхаемся из-за проржавевших, заросших труб жилого фонда. Жилищники-эксплуатационники берут столько энергоресурсов, сколько хотят: и в подвалы сливают воду, и дома сутками ставят на слив, чтобы пробить наросты в “нутрянке”. Но ведь никто эти “зряшные” услуги не оплачивает! Только когда на некоторые дома установили счетчики, жители поняли, как же, оказывается, много уходит воды! Вот когда они забеспокоились и стали просить срочно установить уже поквартирные счетчики. Установили. Сразу пошла экономия!
Кто же должен взять на себя бремя по полной замене физически изношенных инженерных коммуникаций? Надежда – только на государственный бюджет, ведь нужны значительные затраты, которые в один год не потянуть. Коммунальщики, как и депутаты, считают, что должна быть разработана республиканская программа по части капитальных вложений в инженерные сети.
Финансисты могут возразить, мол, средства из бюджета – пусть и малыми суммами – выделяются ежегодно. Это так. Но даже эти малые средства распыляются без ощутимой пользы для дела. Почему? Потому что сложилась политика латания дыр! Ладно, мол, устранили сегодня аварию, заткнули дыру, сойдет и так. А буквально через год эти заплатки оборачиваются еще более значимыми потерями. Когда износ сетей большой и они напоминают скорее решето, латай – не латай…
– Как экономист, я считаю, что выделяемые в будущем средства надо аккумулировать и пускать их на поэтапное капитальное восстановление сетей, – говорит Нина Хромых. – Взять, скажем, отдельный дом или конгломерат домов и заменить там стопроцентно все, что пришло в негодность. Тогда люди действительно почувствуют, что получают полноценные коммунальные услуги, и будут за них платить без скрипа и стонов. А сейчас все делается какими-то кусками и кусочками, так что жильцам “отремонтированных” домов непонятно, почему крыши продолжают течь, а вместо нужной температуры – в батареях и кранах жиденькое тепло.
Все, что можно, – в частные руки
Реформа в сфере ЖКХ заработает тогда, когда не будет таких жилищных монстров, которые есть в каждом городе и которые практически неуправляемы. В Набережных Челнах на все население один управляющий, который должен охватить своим оком огромный жилой фонд. Да это же заведомо нереально! Это очень сложно еще и потому, что жилфонд наполовину частный, приватизированный, а наполовину все еще в государственной собственности. Только повсеместное образование жилищных товариществ и на их базе – управлений отдельными домами или группой домов может дать (а кое-где уже дает) ощутимый эффект.
А можно ли “УРЭИК” отдать в частные руки? Условно говоря, теперь ничего невозможного нет, и, вероятно, можно вручить каждому желающему по трубе: отвечай за нее! Но если это целесообразно в отношении отдельно взятого дома, то в отношении в целом инженерных сетей города это технически неосуществимо. Им нужен единый хозяин – сети сродни кровеносной системе человеческого организма. Тронь одну артерию, конвульсии сотрясут все тело.
Чтобы такие коммунальные предприятия, как “УРЭИК”, на которых лежит забота в целом о сетях, были рентабельны, первоначально нужны огромные капитальные вложения со стороны государства на реконструкцию инженерных сетей. А по части стоимости коммунальных услуг, конечно, нужна гибкая система ценообразования. Представьте, сегодня на транспортировку энергоносителей и на содержание сетей не предусматривается ни копейки. Но это же прямые затраты! А они ни в одном тарифе не сидят.
Коммунальные предприятия, в принципе, могут даже процветать, это же предприятия энергетики! И такие примеры есть. В Тольятти (а это почти такой же молодой город, как Челны) коммунальные предприятия сегодня прибыльны, имеют свои фонды развития, много строят. У них можно поучиться тому, как следует решать вопросы по финансированию и ценообразованию. Там организовали акционерное общество, в которое со своими долями вошли ВАЗ (раньше практически вся инфраструктура принадлежала ему) и сам город. При формировании бюджета муниципального предприятия (типа “УРЭИК”) смотрят, какие цены получаются на услуги плюс транспортировку этих услуг, затем определяют рентабельность. И вот эту разницу распределяют между собственниками, которые и покрывают предприятию его затраты (чего еще ни разу за деятельность челнинского “УРЭИК” не случилось!). Там много работают на перспективу: внедряют технические новшества и технологии, при которых трубы будут служить не 25, а 50 лет.
Если вернуться к проблемам Набережных Челнов, то сейчас на замену изношенных сетей необходимо 1 млрд. 300 млн. рублей. Говорят, город вошел в инвестиционную программу РФ на 2002 год в сумме 344 млн. рублей. Средства предназначены на замену самой критической – двадцатипятикилометровой тепловой – трассы-“воздушки”, изношенной на все 100 процентов. Очень опасная труба – с высокой температурой и под высоким давлением. В любую минуту может рвануть. Помоги нам Бог обойтись без человеческих жертв и дождаться хотя бы федеральных средств…