На внеочередном собрании учредителей в Камском коммерческом банке подал заявление о выходе из банка один из его совладельцев, а еще раньше – весной этого года – здесь сменился управляющий. Идет процесс оздоровления, так прокомментировал происходящие в ККБ перемены председатель совета банка, генеральный директор народного предприятия “Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат” Сергей Титов. Доля “возмутителя спокойствия” в уставном капитале банка незначительна. И ее перекроют в несколько раз дополнительные взносы других учредителей, которые уже выразили готовность это сделать.
Из истории Камского коммерческого банка.
Банк создан в Набережных Челнах в 1990 году. По сути, он был ведомственным, поскольку обслуживал в основном “Камгэсэнергострой”, доля которого в уставном капитале банка достигала 85 процентов. Практика, однако, показала уязвимость банка, специализирующегося на одной отрасли. Хотя первоначально идея выглядела соблазнительной: образуется замкнутая система “Предприятие – банк”, а внутри ее “крутятся” деньги, принося дополнительный доход учредителю. Финансовое положение “Камгэсэнергостроя” опасений тогда не вызывало, поэтому действия его руководства выглядели логичными. Зачем отдавать свободные средства “чужому дяде”, когда можно распорядиться ими более эффективно?
Но проводившиеся в стране через пень колоду экономические реформы полностью разрушили подобные расчеты. Большинство подразделений крупнейшей в республике строительной организации было вынуждено резко сократить объемы выполняемых работ, оказалось не в состоянии вернуть полученные кредиты. Некоторые ссуды – своя рука владыка! – выдавались банком под административным нажимом, без учета реальных возможностей их возврата, в надежде на то, что кризис в отрасли вот-вот кончится. В итоге в начале 1995 года Камский коммерческий банк оказался на грани банкротства. Положение спасла кардинальная структурная перестройка. Банк не только диверсифицировал свою деятельность, в состав его учредителей вошли стабильно работающие предприятия: картонно-бумажный комбинат, Камснаб и ряд серьезных частных фирм.
Правильность выбора такого пути подтверждалась в течение всех последующих лет. ККБ постоянно увеличивал свои обороты, уставный и собственный капиталы, доведя их соответственно до 35,5 и 60 млн. рублей. А по уровню рентабельности он неизменно входил в первую пятерку банков Татарстана. И вдруг в стане учредителей Камского коммерческого возник разлад. Хотя, возможно, и не вдруг… Если учесть, что среди них оказались, так вышло исторически, представители самых разных форм собственности, а стало быть, и исповедующие отличную друг от друга философию предпринимательства. А что ни говори, партнеры по бизнесу должны иметь одну “группу крови”. И рано или поздно размежевание все равно бы произошло. Вот только с какими потерями для банка?
– Как раз страшного ничего не случилось,- считает Сергей Титов. – Корректировки в составе учредителей, замена председателя правления – своего рода превентивная мера по пресечению негативных тенденций в деятельности банка. Что я имею в виду? Отдельными учредителями вынашивались планы по его превращению в транзитный пункт по вывозу капиталов за рубеж. Ничего заведомо криминального в этом, конечно, нет. Но своим деньгам мы находим достойное применение и у себя в республике.
– Обстановка в банке сегодня нормальная, – продолжает С.Титов. – Его надежность даже возросла. Что бы ни говорили наши недобросовестные конкуренты. Достаточно взглянуть на результаты работы банка за последние три-четыре месяца.
Действительно, после того, как у руля встала новый председатель правления ККБ Розалия Сафина, все экономические показатели банка пошли в гору. Например, по сравнению с апрелем вклады населения возросли на 22 млн. рублей – без малого в полтора раза. Это ли не свидетельство доверия народа к банку, заслужить которое после краха финансовых пирамид (обжегшись на молоке, дуют и на воду) весьма непросто.
– Мы пошли на предприятия, наиболее успешно функционирующие, – рассказывает Р.Сафина, – на встречи с людьми времени не жалели. При том мы ведь не только уговариваем нести к нам спрятанные в чулках деньги, но и даем взаймы от 6-8 до 90 тысяч рублей на покупку сложной бытовой техники, жилья. Для работников предприятий с высокой средней зарплатой и автомобиль уже не роскошь. Банк установил прямые связи с дилерами легковых машин в Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге, Казани.
Растет популярность вклада “Зарплатный”, когда клиент получает свои кровные не в кассе предприятия, а через банк. Поэтому хотим расширить применение пластиковой карты “Золотая корона” при расчетах с предприятиями, а также начинаем ее внедрение в системе розничной торговли. При определении процентных ставок по различным вкладам населения придерживаемся среднего уровня цен на рынке денег в городе. Чрезмерно высокая доходность по вкладам ставит под удар экономику банка и способна соблазнить лишь неискушенного человека. А это не наш клиент. Немало физических лиц хранят у нас личные сбережения с 1994 года!
Хотя примеров недобросовестной конкуренции хватает, слухи о банке распускаются самые нелепые, на нашей работе это никак не отражается. Имеем положительную динамику по всем показателям, включая прибыль. 60 процентов доходов дают кредитные операции, но банк работает и с иностранной валютой, ценными бумагами. Хорошим спросом, особенно в последнее время, пользуются наши векселя. Недавно заключили договор с КамАЗом, который согласился принимать их в качестве платежного средства. Таково было пожелание клиентов банка.
Во втором квартале в ККБ вновь открыли расчетные счета 260 предприятий. Вероятно, их привлекли скорость и высокое качество обслуживания. Текучести кадров в банке практически нет, его персонал в основном сформировался 6-7 лет назад. Мы со стороны никого не берем, а наших специалистов коллеги не прочь переманить. Стараемся не отставать и при внедрении новых банковских технологий. Конечно, с Москвой и Казанью нам тягаться трудно. Однако система “Клиент – банк” уже не воспринимается как экзотика. Впрочем, для клиентов важнее, чтобы в офисах банка и его четырех филиалов просто не было очередей.
Думая о завтрашнем дне, порой приходится жертвовать сиюминутными интересами. В начале года банк изрядно растряс кредитный портфель. Вступив в должность председателя правления, Р.Сафина приняла меры, чтобы его пополнить. За три месяца кредитные вложения в экономику республики возросли на 60 процентов по сравнению с первым кварталом, но одновременно стала падать… рентабельность банковской деятельности. Правда, за первое полугодие все же удалось получить 5,7 млн. рублей прибыли, хотя она могла быть большей.
Парадокса здесь нет. Под выданные ссуды, выпущенные ценные бумаги закон требует пополнять резервный фонд. Затраты ложатся на себестоимость, соответственно сокращаются темпы роста прибыли. С другой стороны, продолжать работать на сжавшейся ресурсной базе было неинтересно. Она не позволит впоследствии зарабатывать средства, достаточные для технического развития банка, увеличения уставного капитала.
В беседе с Р.Сафиной мне показалось, что она человек достаточно мягкий. И я поделился своим впечатлением с С.Титовым.
– Если руководитель не кричит на подчиненных, вовсе не значит, что он рохля, – отреагировал председатель совета банка. – Когда необходимо, Розалия Мирзаевна умеет быть твердой и решительной. Все будет нормально. У ККБ есть одно преимущество: еще в начале своей более чем десятилетней истории он на себе испытал, насколько опасно быть придатком одного крупного клиента. При любом ухудшении экономической конъюнктуры в стране все плюсы от близости банка к гигантскому предприятию моментально превращаются в минусы. Не исключено, что некоторым другим банкам еще предстоит в этом убедиться.