Завод микролитражных автомобилей стал на КамАЗе четвертым предприятием, получившим сертификат соответствия международной системе качества ИСО-9002. Как заявил его генеральный директор Васил Каюмов, для персонала завода это своего рода рубикон, перейдя который он уже не может позволить себе оглядываться назад.
С 1 августа цеха сборки, комплектации, сдачи легковушек, между которыми существовал определенный антагонизм, станут единым производством и будут работать на конечный результат. На конвейере радикальным образом изменяются условия оплаты труда. На мой вопрос, не приведет ли отказ от сдельщины к уменьшению количества собираемых “Окушек”, В.Каюмов ответил отрицательно.
Оптимизм директора базируется, во-первых, на достигнутых результатах (на КамАЗе пока только ЗМА выполняет текущий бизнес-план, в 2001 году он изготовит 37,8 тысячи легковых автомобилей), а во-вторых, на высокой квалификации менеджеров предприятия.
Высокая мотивация труда будет обеспечиваться за счет роста личной ответственности исполнителей на каждой операции. Соответственно личное клеймо качества обернется для работника прибавкой к зарплате не на 5, а, скажем, на 50 процентов. Сейчас экономисты завода уточняют величину коэффициента.
Кроме того, вводятся элементы найма на работу по контракту для лучших кадров, в том числе и рядовых специалистов, в рамках созданного “золотого фонда” предприятия.
Об эффективности новых подходов в организации производства говорят итоги прошлой недели. В понедельник, вторник, среду слесари-сборщики и водители-испытатели, занимаясь доводкой микролитражек, уходили домой в 3 часа ночи. В четверг сверхурочно уже не оставались, а в пятницу сдали на 25 машин больше, чем было собрано на конвейере.
Качество за деньги не купишь! Это утверждение превратилось на ЗМА в девиз. На первый взгляд, не совсем понятный. Плати людям нормально – и они горы свернут. Но откуда взять для этого средства? Важнее денег источник их получения. А это потребитель, на него и надо работать. Простая истина. В.Каюмов со своей командой сейчас как раз занят тем, чтобы ею прониклись все заводчане.
По сравнению с первой половиной прошлого года уровень рекламаций на заводе уменьшился на 14 процентов – до 5,4 процента. На АвтоВАЗе, на который равняются челнинцы, этот показатель превышает 6 процентов.
К сожалению, наращивание объемов производства микролитражек по-прежнему лимитирует двигатель. В будущем году Волжский автозавод обязуется отправить в Челны 40 тысяч силовых агрегатов. Увеличение поставок, как видим, намечается мизерное. Конечно, положение улучшилось бы, если производство моторов для “Оки” перевести на КамАЗ. Однако на практике, сказал В.Каюмов, это означало бы остановить ЗМА на год, если не больше.
Опять же вазовцы не отдадут часть оборудования, на котором обрабатываются детали, одинаковые для всех “жигулевских” моторов. Значит, нужно будет его покупать на стороне, а это серьезные затраты, материнской компании они пока не по силам. Да и стоит ли идти на них, учитывая относительно низкие технические характеристики двигателей, которыми сейчас оснащаются “Окушки”? Если же создавать производство принципиально нового силового агрегата для легковых автомобилей, то для этого, согласно экспертным оценкам такого авторитетного специалиста, как Виктор Николаевич Поляков, требуется 300-400 млн. долларов США. К финансовым вложениям подобного масштаба отечественные инвесторы еще не готовы…
Не менее запутанной выглядит ситуация с вводом в строй цеха окраски. Общестроительные работы в корпусе на отметке 9,6 метра близятся к завершению. Можно было бы готовиться к монтажу линии германской фирмы “Дюрр”, но к ней вот уже несколько лет не подпускают таможенники. Изрядная сумма необходима и для оплаты транспортных расходов немецкой стороны, доставившей оборудование на склад в Челнах. Поэтому, хотя пуск цеха окраски и запланирован в 2002 году, когда это действительно произойдет, точно сказать никто не берется.
Отсутствие современной окрасочной линии не только негативно отражается на потребительских достоинствах микролитражек, но и разрывает на предприятии технологический поток. На ЗМА могли бы сейчас отказаться от услуг некоторых партнеров по внутрикамазовской кооперации, но нет смысла форсировать освоение мощностей цеха сварки кузовов, так как даже одна капля дождя, попавшая на неокрашенную металлическую поверхность при транспортировке кузовов на прессово-рамный завод, может обернуться ржавым пятном в первый же год эксплуатации автомобиля.