Среди победителей российского конкурса “Менеджер года-2000”, итоги которого подвели недавно его организаторы – Совет Федерации РФ, Вольное экономическое общество России и Международная академия менеджмента, значится и генеральный директор ОАО “Камский кузнечный завод” Павел Полторыхин.
За какие же достижения вручил почетный диплом дуайену, если можно так выразиться, директорского корпуса КамАЗа Председатель Совета Федерации Егор Строев? Конечно, не за стаж руководящей работы. Хотя по этому показателю – 14 лет находится у руля предприятия П.Полторыхин – он опережает своих коллег.
Сегодня кузнечное производство – самое динамичное на автогиганте. Не только быстрее других заводов выполняет заказы материнской компании по освоению новых моделей грузовиков, но и опережающими темпами наращивает изготовление собственной продукции. А это совмещать непросто. Науку маркетинга камазовские “генералы” мало-помалу осваивают. Уже не нехватка потребителей на стороне сдерживает инициативу кузнецов, а дефицит мощностей инструментального цеха. Предприятие в свое время было спроектировано с расчетом на выпуск ограниченной номенклатуры изделий. А рынок предъявляет иные требования. Поэтому внедрили современную технологию проектирования оснастки, расширили парк станков с ПТУ, чтобы обходиться при изготовлении штампов без бумажной документации.
Доля собственной продукции в общем объеме производства в этом году должна была составить 12 процентов. Но в первом квартале КамАЗ из-за проблем со сбытом притормозил сборку грузовиков. Чтобы не выйти за границы параметров бизнес-плана, кузнецы в полтора раза увеличили поставки заготовок на сторону. А по итогам полугодия намерены еще раз пересмотреть этот его показатель.
Как считает сам П.Полторыхин, сохранять стабильность, несмотря на постоянные колебания экономической конъюнктуры, предприятию позволяет высокая квалификация его команды. Во время обвального спада производства на КамАЗе в середине 90-х годов – со 130 тысяч до 20 тысяч с небольшим атомобилей – персонал прошел такую выучку, что теперь ему не страшны никакие потрясения. Масштабы структурной перестройки характеризуют такие цифры: из 47 подразделений на заводе осталось 27, в два раза сократилось количество цехов, стало меньше на 400 человек инженерно-технических работников. Теперь, когда кривая загрузки производственных мощностей поползла вверх, стали раздаваться голоса: не пора ли расконсервировать корпус №2? Мол, это упростит выполнение суточного графика в напряженные дни. “Только после того, как выйдем на выпуск 150 тысяч тонн поковок в год!” – осаживает горячие головы П.Полторыхин. (Пока кузнецы перерабатывают 40 процентов этого количества металла.)
И так во всем. На предприятии самая высокая на КамАЗе средняя зарплата – 3,6 тысячи рублей. Здесь нашли способ, как ее регулировать в условиях рваного ритма производства. Во-первых, за счет недобора численности работающих на 10 процентов. Во-вторых, в зависимости от количества заказов продолжительность рабочей недели меняется от 36 до 41 часа, что не противоречит КЗОТу. При этом субботы и воскресенья не имеют статуса выходных дней, что, кстати, позволяет оптимизировать на заводе режим энергопотребления.