В этом году исполняется 70 лет со дня создания Татарского промышленного треста хлебопекарной промышленности (“Татпромхлебтрест”). Сегодня его преемник – открытое акционерное общество “Татхлеб” объединяет вокруг себя 22 хлебозавода, 2 макаронные фабрики и ремонтно-монтажный комбинат, расположенные на всей территории республики.
Хлебопекарная отрасль, включающая еще ОАО “Булочно-кондитерский комбинат” и АО “Челны-хлеб”, ежедневно выпускает для татарстанцев 546 тонн хлебобулочных, 26 тонн кондитерских и 16 наименований макаронных изделий.
Сегодня рассказом о коллективе ОАО “Казанский хлебобараночный комбинат” мы начинаем серию публикаций, посвященных делам и людям хлебопекарной промышленности республики.
ДАВНО замечено: люди старшего поколения более ревностно относятся к тому, чтобы у них на обеденном столе непременно был хлеб. Пусть стол ломится от разносолов, мясных и рыбных блюд, деликатесов и десертов, но без хлеба он все же бедноват. Хлеб – это особый продукт, это – святое.
– Ну как без хлеба можно быть сытым? – генеральный директор ОАО “Казанский хлебобараночный комбинат” Э.Канчурин пожимает плечами. – Вот сейчас лето начнется, пойдут овощи, значит, спрос на хлеб опять полезет в гору, уж поверьте моему опыту. Ну как можно есть салат без хлеба?
Эдуард Абубакирович о хлебе знает, пожалуй, все. Вырос в многодетной семье, где умели ценить кусок хлеба, да и по жизни прошел путь непростой: был и слесарем, и мастером на химико-технологическом производстве, и партийным работником. А с 1985 года его трудовая биография напрямую связана с хлебом: сначала возглавлял управление хлебопекарной промышленности при Совмине ТАССР, потом, до 1996 года, руководил территориальным производственным объединением “Татархлебпром”. До тех пор, пока судьба не связала его с Казанским хлебобараночным комбинатом.
У Казанского ХБК – давние добрые традиции. Построенный еще в 1931 году как хлебозавод №1, он долгие годы добросовестно кормил хлебом жителей центра Казани, а также многочисленных гостей города, поскольку и само предприятие, и его торговые точки расположены в непосредственной близости от вокзалов. А кто не помнит, например, хлебного магазина на улице Баумана возле “кольца”, расположенного в полуподвальном помещении? До поздней ночи в нем можно было купить хороший свежий хлеб. В иные годы производство хлеба достигало на предприятии 130 тонн в сутки.
Но времена изменились. На глазах опустел центр столицы республики, население переехало из трущоб в новые квартиры в разных концах города, и покупателей в расположенных в центре магазинах стало заметно меньше. На самообеспечение перешли давние потребители продукции хлебокомбината – исправительные учреждения, а это – еще минус 6-7 тонн в сутки. Да и в целом покупательная способность населения значительно снизилась. Все мы стали экономней, бережливей, на свалку, как прежде, хлеб уже не выбрасываем. Не случайно крупный пригородный свинокомплекс “Залесный”, долгое время работавший на пищевых отходах Казани, в последние годы оказался на скудном пайке.
– Пришлось крепко задуматься, как быть, – рассказывает Э. Канчурин. – Иного выхода мы не увидели, как только глубже изучать спрос, расширять ассортимент выпускаемой продукции, укреплять собственную торговую сеть…
Ситуация не давала времени на раскачку, пришлось действовать напористо, решительно. Так, на тех же площадях вскоре были установлены и начали давать продукцию новые линии по выпуску булочных мелкоштучных изделий, батонов, пряников. Появились новые наименования кондитерских изделий. Если раньше 70 процентов реализуемой хлебобараночным комбинатом продукции составлял хлеб смешанной валки и пшеничный из первосортной муки, то в настоящее время предприятие отгружает в торговую сеть 37 наименований хлебобулочных изделий и 50 видов кондитерских – тортов, печенья, пряников и т.д. Это стало и результатом обострившейся конкуренции предприятий хлебной промышленности: нужда заставляет теперь исполнять самые изощренные капризы покупателей.
… В хлебном цехе работает конвейер – осваивается новая батонная линия. Облачившись в белый халат, я наблюдаю, как начальник производственной лаборатории Л.Носова то и дело металлической лопаточкой разделяет слипающиеся на противнях даже после расстойки белые батоны, как безжалостно выбраковывает чем-то ей не понравившиеся и как укладывает затем противни в медленно движущиеся люльки печи. Да, в первые дни освоения новой линии главному технологу приходится и самой работать на линии.
– Мука некачественная к нам в последнее время поступает, не по ГОСТу, – сетует Людмила Алексеевна. – Смотришь в сопроводительные документы – там характеристики вроде бы неплохие, а начинаем готовить тесто, так оно расплывается, рвется, приходится использовать различные улучшители…
В цехе жарковато, хотя и работает вентиляционная система. Не случайно работающие на линии женщины одеты в легкие белые спецовки – в таких все же полегче.
Наверное, в том есть определенная логика, что выпечка хлеба – и дома, и на промышленных предприятиях – дело прежде всего женских рук. Не является исключением и хлебобараночный комбинат. Та же Носова, например, работает здесь 28 лет, из которых 20 – в нынешней должности. Давно и успешно трудятся на предприятии начальник хлебного цеха Расима Зинатуллина, мастера Полина Полянкина и Мария Зенько, заслуженным авторитетом пользуются тестомесы Марина Жаркова, Евгения Полянкина и Гузель Саттарова.
…Но вот из печи показываются люльки с выпеченными батонами: пышущие жаром, с блестящей румяной корочкой, крупные, они выглядят очень аппетитно. Так и хочется разломить один и тут же, с пылу с жару, попробовать. И если батонам в этот момент чего-то и недостает, так это разве что кружки парного деревенского молока.
А вот кондитерский цех комбината. Здесь не жарко, тихо, спокойно. Несколько работниц в белых халатах склонились над столами с тортами: идет процесс творчества.
– В прошлом году нашему мастеру Фирдание Мухаметзяновой было присуждено первое место в конкурсе работников хлебопекарной отрасли республики за торт “Тет-а-тет”, – с гордостью говорит начальник цеха Н.Комиссарова. – Да и другие работницы у нас умелые – Гульсинур Нигматуллина, Зиля Багаутдинова, Радия Серазева…
Кроме “Кофейного” и “Ожидания”, все остальные торты, выпускаемые на хлебобараночном, а это почти два десятка наименований – продукция собственной творческой мысли и фантазии здешних мастеров. Продукция, пользующаяся устойчивым спросом у казанцев. А еще на комбинате делают чак-чак, мармелад, шербет, пирожные.
Проблема для хлебопеков и кондитеров заключается в том, что не всегда спрос на продукцию оказывается своевременно подкрепленным реальной оплатой. Так, магазины Зареченского торга задолжали уже около 800 тысяч рублей, почти полтора миллиона составляет долг учреждений исполнения наказаний, значительные задолженности числятся за магазинами №401 и 403 Кировского КОРТП. А Приволжский торг, тоже задолжавший хлебопекам немало, нынче банкрот, и деньги взять у него теперь непросто.
Несмотря на разного рода трудности, коллективу хлебобараночного комбината удается работать прибыльно, за свой счет проводить реконструкцию производственных цехов и модернизацию оборудования, улучшать условия труда. В частности, на предприятии с недавних пор открыта уютная столовая, где хлебопеки обедают по льготным ценам, оборудованы во всех цехах бытовые помещения, работает красный уголок. При этом постепенно повышается на хлебокомбинате и заработная плата работников, численный состав коллектива удается сохранять. Если в 1999 году среднемесячная заработная плата по комбинату составляла 1768 рублей, в 2000 году – 2234 рубля, то в текущем году она еще подросла почти на 200 рублей.
– В условиях развивающихся рыночных отношений важно не останавливаться на достигнутом, а находиться в постоянном творческом поиске, – подчеркивает Э. Канчурин. – Сегодня повышение конкурентоспособности нашего предприятия мы видим, в частности, в установке новых гибких линий по производству мелкоштучных изделий, в том числе различных слоенок, глазированной продукции, в увеличении маневренности комбината, четкого и оперативного перехода при необходимости с выпуска одного вида продукции на другой…
Покидая комбинат, я все же не удержался, зашел в магазин, расположенный рядом с проходной предприятия, и купил тот самый торт “Тет-а-тет” – уж больно захотелось попотчевать семью. Прямо скажем, покупка показалась дороговатой – более 80 рублей. Но зато семья в ожиданиях не обманулась – всем домочадцам торт пришелся по вкусу.