Вместо повышения тарифов – здоровая конкуренция

Пять лет назад тогдашний Президент России Борис Ельцин подписал указ о развитии конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) страны, разделении функций заказчика и подрядчика при эксплуатации и ремонте жилфонда, конкурсном отборе подрядчиков для выполнения ремонтно-эксплуатационных работ.

Пять лет назад тогдашний Президент России Борис Ельцин подписал указ о развитии конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) страны, разделении функций заказчика и подрядчика при эксплуатации и ремонте жилфонда, конкурсном отборе подрядчиков для выполнения ремонтно-эксплуатационных работ.


Увы, несмотря на прошедшую после издания указа пятилетку, в большинстве российских регионов воз, как говорится, и ныне там – никакой конкуренции в жилкомхозе нет, частник в ЖКХ не допущен ни под какими предлогами. Тем временем государственные жилищно-коммунальные организации становятся все более несостоятельными, влачат жалкое существование, и поэтому нынешнее российское Правительство убеждает нас в необходимости жилищно-коммунальной реформы. Суть ее, похоже, сведется к очередному повышению тарифов для населения…


А нам это надо? И таким ли путем следует осуществлять реформы в ЖКХ? Какой выход из ситуации выберет для себя наша республика? Ведь понятно, что без реформирования не обойтись…


Известно, что Президент Татарстана – не сторонник бесконечного повышения жилищно-коммунальных тарифов. Потому что цены за оказываемые услуги растут, но качество услуг при этом остается прежним. В своем мартовском (нынешнего года) указе Минтимер Шаймиев предписывает главам администраций городов и районов “привлекать предпринимателей к выполнению заказов жилищно-коммунальной сферы, в том числе и на основе семейного подряда”.


Мы решили побеседовать с автором идеи семейного подряда в жилищно-коммунальном хозяйстве Владимиром Андреевым. Будучи в конце восьмидесятых главным инженером Казанского управления ЖКХ, В.Андреев активно внедрял новую форму обслуживания жилых домов, встречая при этом сопротивление жилищников. Те, боясь конкуренции, в конце концов “победили” новшество.


Сегодня Владимир Андреев – предприниматель, директор фирмы “Инстрой”. И сейчас он (жилищник с огромным стажем, начавший работу в ЖКХ с низов) убежден даже больше, чем пятнадцать лет назад, в том, что был тогда на правильном пути.


– Итак, Владимир Иванович, помогут ли нашему жилкомхозу так называемые экономически обоснованные тарифы? То, что мы станем платить за услуги по полной программе?


– Повышение тарифов не изменит ситуацию в ЖКХ к лучшему. Знаете почему? Вкладывать деньги в бесхозяйственность бесполезно – деньги улетят, словно в прорву, и мы их не увидим. Единственное, что мы получим от повышения, – увеличение задолженности по квартплате. А она уже сейчас в целом по республике составляет более 100 миллионов рублей. Люди и сегодня с трудом платят за жилье, а что будет завтра, если разом поднять тарифы?


В то же время те, кто платит по всем счетам, платит за бесхозяйственность – за ту же воду, текущую из дырявых труб, или обогрев улиц. Ведь стоит установить счетчики в домах, как выясняется, что мы переплачиваем за воду от 20 до 40 процентов, а за тепло – до 30-50! И нам еще что-то объясняют про “экономически обоснованные” тарифы!


Нет, реформа должна заключаться в другом – чтобы люди четко знали, за что они платят, и могли все контролировать. А коммунальные тарифы можно даже снизить, если разрушить монополии в ЖКХ и создать там конкурентную среду. Известно ведь, что при появлении малейшей конкуренции на каком бы то ни было рынке товаров и услуг цены на эти товары и услуги мгновенно снижаются.


– И сейчас вы вместе с администрацией города Нижнекамска затеяли эксперимент по созданию конкурентной среды на рынке местного ЖКХ…


– Совершенно верно. Я благодарен мэру Нижнекамска Ильсуру Метшину, председателю Нижнекамского комитета по управлению ЖКХ Иршату Минкину за то, что они поддержали мою инициативу. Мы провели открытый республиканский конкурс среди частных подрядных организаций на обслуживание двух жилых микрорайонов города. Это около 90 домов с годовым объемом работ порядка 13 миллионов рублей.


Конкурс выиграли два частных предприятия – из Нижнекамска и Казани. Подчеркиваю, это был именно конкурс (по-моему, довольно неформальный и объективный). И получать подряд на эксплуатацию и ремонт жилфонда предприниматели должны только на конкурсной основе! Мы же выбираем Президента, мэров, так почему бы нам не выбирать людей, которые будут распоряжаться нашими (жильцов) и бюджетными деньгами, выделяемыми на содержание домов? Разумеется, побеждать в конкурсе должны лучшие – предприимчивые, профессиональные и ответственные люди, способные выполнять работы качественно и в срок.


– Сколько продлится эксперимент в Нижнекамске?


– Год. Но уже сейчас, в первые недели после начала эксперимента, видно, что приход предпринимателей пошел на пользу и работникам ЖЭУ. С ними сейчас заключаются новые правовые отношения. Почувствовав свободу и самостоятельность, люди стали работать лучше. И жильцы это чувствуют – сбор квартплаты в микрорайонах увеличился. Однако это только начало. В будущем можно рассчитывать на большее. Частные подрядчики сумеют найти новые, высокопроизводительные технологии, снизить себестоимость выполняемых работ, при этом улучшить их качество и предложить населению совершенно новые виды услуг. Ведь жилой дом – настоящий “клондайк”! Почему бы, например, не оказывать жильцам услуги по ремонту бытовой техники, перепланировке квартир?


– Значит ли все это, что вы предлагаете упразднить существующие государственные предприятия жилкомхоза как несостоятельные?


– Абсолютно не значит. Я говорю лишь о том, что необходимо разрушить монополию в ЖКХ, устранить абсурдную ситуацию, когда заказчик и подрядчик работ объединены в одном лице – в лице государственных предприятий жилкомхоза. Позиция у этих предприятий очень удобная – они автоматически получают ежемесячную плату от жильцов, бюджетные средства. Это, конечно, проще и выгоднее, чем получать деньги за фактически выполненную работу. При этом госпредприятия ЖКХ, как правило, еще и сами себе контролеры. Ну не может, не должно так быть!


Предприятия ЖКХ необходимо разделить на службы заказчика и подрядчика. Например, на базе существующих ПТЖХ или других подобных городских и районных подразделений создать службу заказчика. А с ней на подрядных договорах будут работать ЖЭУ, ЖСК, ЧП и прочие организации. И там уже жизнь и заказчик рассудят, кто из этих подрядчиков окажется лучше, сильнее и быстрее. Это и будет созданием конкурентной среды в ЖКХ. А внедрив конкуренцию, как я уже говорил, мы сможем рассчитывать на повышение качества услуг и, наоборот, снижение тарифов.


Камиль ЗАРИПОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще