Болезненная тема расхождений федерального и регионального законодательств имеет к Татарстану особенное отношение. Но по меньшей мере в одной области республика не просто однозначно идет в русле российского законодательства, но развивает его так, что местные наработки могут и должны быть использованы на федеральном уровне. Речь идет о санации и реанимации неблагоприятных предприятий, которые координирует Комитет Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
Созданию комитета предшествовали длительные переговоры руководства Татарстана с Федеральной службой по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Из-за законодательных пробелов процесс санации предприятий через процедуры банкротства идет по России не слишком результативно. Между тем, федеральное законодательство может быть дополнено нормативными документами на уровне республики. Руководители ФСФО особо подчеркивали значение для обработки новых методик – и он получил самые широкие полномочия.
Появление комитета, призванного поставить на поток работу с неплательщиками, было встречено мощной контрпропагандистской кампанией. По подсчетам председателя комитета Алексея Семина, за три месяца в различных газетах появилось около 30 анонимных публикаций, доказывавших общественности порочность “фабрики банкротств”, созданной для разорения республики”. Прошел всего год – и поток разоблачительных статей иссяк, став достоянием истории. Умиротворение не представившихся оппонентов А.Семин объясняет просто: “Общество созрело”. В конце концов, человечество не изобрело лучшего способа избавления от некомпетентных, непорядочных, неконкурентоспособных управленцев и структур, чем банкротство. При этом количество банкротств прямо пропорционально глубине государственных преобразований. Тут у России конкурентов нет. По оценкам экспертов, треть предприятий республики отвечают определению банкрота и должны пройти эту процедуру. Она, конечно, быстрее прочих способов удовлетворяет кредиторов – но уничтожает предприятие и в случае, если то располагало солидным персоналом, порождает серьезные социальные проблемы. Здесь и должно вмешиваться государство, переводящее процесс в режим оздоровления. Созданный в апреле 1999 года комитет и должен был, вопреки названию, не допустить банкротства социально и экономически значимых предприятий, однако не допустить не в административном, а в экономическом смысле.
Справка. Сейчас в работе комитета находятся более 300 предприятий Республики Татарстан. Десять социально значимых предприятий уже завершили или завершают санацию.
Составление перечня таких компаний стало одной из первых акций комитета. Это не гарантировало руководителям предприятий спокойной жизни: фигуранты списка не подлежали банкротству, зато становились объектами пристального внимания нового комитета – в частности, именно эти компании оказались первыми клиентами действующей при комитете межведомственной балансовой комиссии. А ее силами, с гордостью отмечает А.Семин, за полтора года удалось дополнительно привлечь в бюджет более 400 миллионов рублей. Для сравнения: предыдущая инкарнация МБК, работавшая при Госкомимуществе республики, за весь 1998 год собрала 9 миллионов рублей. Типовой и, как выяснилось, эффективный сценарий был определен постановлением республиканского Кабмина: фирмы из “Золотого списка” подлежат реструктуризации не только управления, но и производства. После введения внешнего управления производство выделяется в новую компанию (группу компаний), в которую переходят основные фонды, персонал и, при необходимости, торговая марка. А в отношении материнской компании проводится процедура банкротства – но на торги выставляются не площади и оборудование, а акции дочерних предприятий. В итоге покупатель приобретает то же имущество, но задействованное самым прибыльным образом. Предприятие получает чистый баланс и нового инвестора, а государство полностью снимает вопросы социальной защищенности и сохранения необходимого производства. По словам Алексея Семина, полпред российского Президента в Приволжском округе Сергей Кириенко отметил, что эта схема является развитием подписанного им накануне отставки с поста премьера постановления № 476, которое в пределах России, увы, так и не заработало. Татарстан оказался счастливым исключением. Местный вариант отличает только жесткая постановка вопроса о реализации имущества: обязательность независимой оценки и открытых торгов.
Еще одна отличительная черта политики комитета – создание мощной инфраструктуры арбитражного управления: планка требований к внешним управляющим поднята на высоту, не досягаемую для большинства других регионов.
А главный федеральный инспектор в Татарстане Марсель Галимарданов в первом же интервью отметил две заслуживающие внимания всей России республиканские программы – развития нефтехимии и финансового оздоровления предприятий. И если первая по понятным причинам может быть перенята немногими регионами, то вторая заслуживает всеобщего внимания.
Журнал “Власть”, № 7, 20 февраля 2001 г.