“Фабрика банкротств” выдает продукцию

“В Татарстане открылась “фабрика банкротств” – под таким заголовком в октябре 1999 года журнал “Эксперт” впервые обратился к теме “татарстанской модели банкротства”.

“В Татарстане открылась “фабрика банкротств” – под таким заголовком в октябре 1999 года журнал “Эксперт” впервые обратился к теме “татарстанской модели банкротства”.


Спустя полтора года понятие “татарстанская модель банкротства” прочно вошло в обиход профессионалов, занимающихся процедурами несостоятельности, хотя истоки ее эффективности они видят по-разному. Кто-то утверждает, что “татарстанский феномен” основывается на жесткой системе власти Президента РТ Минтимера Шаймиева, позволяющей республике проводить экономические реформы, недоступные многим другим регионам. Кто-то склоняется к мысли, что успех обеспечило республиканское правительство молодых технократов. Но независимо от расхождений все эксперты вынуждены сойтись в главном: в РТ действительно создана результативная система финансового оздоровления, и возможным это стало благодаря мощной поддержке государственной власти.


Председатель Комитета Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению Алексей Семин рассказывает о продукции, которую выдает созданная им “фабрика”.


Очень удачный РR

Кое-кто, иронизирует А. Семин, видит в татарстанском “банкротном феномене” лишь грамотный политический ход М. Шаймиева, доказывающего на этом примере, что на региональном уровне можно успешно совершенствовать федеральное законодательство. Если это так, то дай нам Бог побольше таких РR-акций. Если же серьезно, то пакет республиканских нормативных актов, инициированных и разработанных комитетом, примечателен прежде всего тем, что ни на йоту не выходит из строгих рамок федерального закона. Некоторые из них легли в основу распоряжений Федеральной службы. Тут уместно напомнить, что комитет (он же – Территориальный орган Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству) имеет двойное подчинение и, следовательно, не может действовать иначе, как в российском правовом поле.


Это чрезвычайно важно, подчеркивает А.Семин, не забывший, по-видимому, как анонимные экономисты пугали с газетных страниц: новая служба пытается искусственно усилить роль государственной власти, из-за вмешательства в процедуры банкротства в Татарстан не пойдут инвестиции… Но уже вскоре после этого “периода бури и натиска” бывший тогда Премьер-министром Владимир Путин потребовал от соответствующих служб изменения тактики банкротства, подчеркнув руководящую роль государства в этом процессе и необходимость жесткого контроля над деятельностью всех арбитражных управляющих.


Школа Гераклов

Следующим по значению Алексей Семин считает аспект кадровых технологий банкротства. Причиной кризисного состояния предприятий почти в 80 случаях из ста становится неудовлетворительный менеджмент. С введением процедуры несостоятельности нередко приходится в одночасье менять всю управленческую команду. Однако мало снять плохого руководителя, надо еще найти Геракла, способного разгрести оставленные предшественником авгиевы конюшни. Дефицит специалистов, “знающих, как это сделать”, стал основной проблемой, с которой столкнулся комитет.


Два года назад только что созданный комитет собрал вместе всех арбитражных управляющих республики – и это было первое, что он сделал. Потом встречи за “круглым столом” стали традицией. Началось обучение на специальных курсах, где занятия ведут специалисты комитета, опытные практики, преподаватели Татарского института содействия бизнесу, – там создана специальная кафедра антикризисного управления. В комитете не согласны с мнением, что кризис-менеджеров в России достаточно. Во-первых, здоровая конкуренция никогда еще не вредила делу. А во-вторых, надо думать и о смене: недавно в ТИСБИ состоялась презентация нового отделения, где этой профессии будут учить уже не практиков, а студентов.


Огромную часть забот по инкубации Гераклов взял на себя аккредитованный при комитете в мае 2000 года Поволжский антикризисный институт. За последние полгода он организовал пять республиканских семинаров, где лекции читали лучшие российские специалисты. При организационной поддержке институт приступил к осуществлению программы формирования своего собственного управленческого актива. Работа была проведена просто огромная, отмечает проводившая один из семинаров директор московского “Центра кадровых технологий – ХХI век” Елена Аксенова.


Когда комитет приступил к широкой, системной, непрерывной подготовке кризис-менеджеров, выяснилось, что в России практически нет для этого учебных пособий, вспоминает А.Семин. Так возник проект издания “Библиотеки кризис-менеджера”. Эту серию можно назвать уникальной. История российского законодательства и сегодняшняя точка зрения на проблемы банкротства, нормативные документы и практика антикризисного управления, цикл специальных лекций и ответы на многочисленные конкретные вопросы – все это вошло в “Библиотеку”. В феврале 2000 года вышел в свет трехтомник “Республика Татарстан: формула финансового здоровья”. А в феврале нынешнего читатели получили уже пятую книгу серии.


Парадокс Семина

Арбитражные управляющие республики знают позицию комитета: ликвидация предприятия – это крайняя мера, к которой можно прибегать только в том случае, если использованы все способы оздоровления. Вот такой “парадокс Семина”: “фабрика банкротств” всеми силами стремится не допустить собственно банкротства.


Поэтому особую гордость главы татарстанского “банкротного” ведомства вызывает разработанная специалистами комитета и Поволжского антикризисного института схема реструктуризации предприятий. Реструктуризация по-татарстански позволяет сохранить оборудование, специалистов, само производство (порой уникальное), образовав на этой основе новое предприятие. Кредиторы же получают свое после продажи на торгах акций акционерного общества.


Ноу-хау заключается в том, что схема полностью укладывается в рамки закона и не имеет ничего общего с попытками некоторых “хитроумных” руководителей по-своему разделить “вершки и корешки”, когда акции нового предприятия распределяются между милыми сердцу директора кредиторами. Все остальные остаются ни с чем.


Есть уже конкретные предприятия, которые удалось вытащить из кризиса по этой схеме. “И это главная продукция “фабрики банкротств”, – говорит Алексей Семин.


Кстати, для участников всероссийской конференции по проблемам антикризисного управления издан “Путеводитель по выставке товаров, произведенных предприятиями, прошедшими процедуру финансового оздоровления”. Познакомиться с ним можно и на сайте комитета – web site: http://fund.mi.ru.


Журнал “Эксперт”, № 12, 26 марта 2001 г

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще