Сертификат соответствия системы качества организации производства, технологий, труда и продукции международным стандартам ИСО-9002 получило еще одно предприятие КамАЗа – ОАО “Камский кузнечный завод”.
Как образно выразился на торжественном собрании, посвященном этому событию, директор камазовской “кузницы” Павел Полторыхин, выданный московской фирмой “НАМИ-ЦентрСерт” документ – это своего рода аттестат зрелости коллектива завода, который позволит ему чувствовать себя уверенней и на внутреннем, и на зарубежном рынках. А сегодня продукцию предприятия знают в Германии, Австрии, Италии. Недавно после длительного перерыва были возобновлены деловые отношения с автомобилестроительным комплексом КНР. Китайцам отгружена первая партия такого трудоемкого и высокотехничного изделия, как заготовка коленчатого вала. Согласно прогнозам до конца года объем поставок по этому адресу должен увеличиться в 4 – 5 раз.
Кроме того, Камский кузнечный завод сотрудничает со всеми предприятиями автомобильной промышленности России. И ежемесячно выпускает собственной продукции (помимо плановых поставок родной корпорации) на 15 млн. рублей. Если в 1988 году, когда на КамАЗе было собрано рекордное количество грузовиков, кузнецы делали поковки 293 наименований, то теперь их номенклатура превысила 1300 единиц. Уже в нынешнем году освоено изготовление 250 новых заготовок. Для этого пришлось поменять структуру подготовки производства, внедрить современные технологии проектирования штамповой оснастки.
Генеральный директор КамАЗа Иван Костин в своем выступлении обратил внимание кузнецов на то, что конкурентоспособность продукции выражается соотношением ее качества и цены. По последнему параметру они проигрывают родственным предприятиям в Ижевске. Правда, есть подозрения, что соседи прибегают к демпингу, используя в производстве “свою” сталь. Как бы то ни было, заготовки надо удешевлять. Главным же фактором повышения рентабельности собственной продукции, в частности той, что идет на экспорт, должна стать вертикальная интеграция в рамках корпорации. Если отправлять за рубеж заготовки не “черными”, а после механической обработки, их цена, подчеркнул И.Костин, возрастет в 2,5 раза.
Помнится, однако, что разговоры на этот счет ведутся на КамАЗе уже лет пять. Возможно, дело сдвинется с мертвой точки после того, как сертификацию пройдут механосборочные заводы. “КамАЗ-дизель” намерен привести свое производство в соответствие с международными правилами в июле. А до конца года планируется вывести на этот уровень остальные шесть заводов и компанию в целом.