В апреле прошлого года оптовая цена на бутылку самого популярного в России импортного подсолнечного масла “Олейна” составляла минимум 22 руб. Сегодня даже в рознице “Олейна” стоит дешевле – 20-21 руб. Опустила цены на импорт ростовская компания “Юг Руси”, которая год назад начала эксплуатацию крупнейшего в Европе маслоэкстракционного завода и вывела на рынок масло под маркой “Золотое семечко”. На рынке запахло настоящей ценовой войной, тем более что через год производство высококлассного бутилированного подсолнечного масла в России по меньшей мере утроится.
Российский рынок для производителей подсолнечного масла – один из самых привлекательных в мире, поскольку только в России, Аргентине и на Украине население традиционно употребляет в пищу много подсолнечного масла. В остальных странах мира отдают предпочтение другим видам растительного масла: оливковому, соевому, рапсовому и пр. По данным Союза маслодобывающих и маслоперерабатывающих предприятий, ежегодные потребности России в подсолнечном масле составляют около 1,5 млн. тонн. Из них примерно 50 процентов приходится на бутилированное, 80 процентов которого – рафинированное (очищенное) дезодорированное (без запаха) масло. Таким образом, ежегодно Россия потребляет порядка 600 млн. литров самого дорогого подсолнечного масла – рафинированного дезодорированного.
До последнего времени такое масло ввозилось в Россию в основном из-за рубежа. Однако с недавних пор в стране появились современные отечественные заводы, способные выпускать рафинированное подсолнечное масло европейского класса, которые стали стремительно наступать на импорт. Речь идет о компаниях “Эфко” (торговая марка “Слобода”), “Русская бакалея” (“Злато”, происхождение этого продукта точнее определить как российско-аргентинское), “Юг Руси” (“Золотое семечко”) и компании “Российские семена”, построившей в прошлом году завод в Туле.
При этом ценовую ситуацию на рынке бутилированного масла взорвал все-таки ростовский холдинг “Юг Руси”. Он способен ежегодно выпускать до 180-200 млн. бутылок масла и в перспективе обеспечить примерно 30 процентов потребностей российского рынка. Кроме того, он находится непосредственно в центре сырьевой зоны: Ростовская область выращивает подсолнечника больше всех в стране, да и до другой подсолнечной житницы России – Краснодарского края – рукой подать. К тому же холдинг планирует довести площадь собственных сельхоз-угодий до 1 млн. га. Наконец, российский завод, естественно, имеет на отечественном рынке преимущества перед иностранными компаниями, несущими дополнительные расходы по таможенной очистке своего товара.
Масло “Золотое семечко”, сопоставимое по качественным характеристикам и упаковке с “Олейной” (торговая марка швейцарского концерна “Цереол”), “Юг Руси” продает по 18,12 руб. за бутылку. Однако некоторые столичные оптовики предлагают “Золотое семечко” еще дешевле – 16,45 руб. Поневоле на заданный “Югом Руси” новый ценовой ориентир были вынуждены равняться и крупнейшие импортеры подсолнечного масла. Так, год назад оптовая цена на “Олейну” (лидер российского рынка масла, занимавший, по исследованиям, четверть рынка) составляла 22-22,4 руб. за бутылку, а в розницу “Олейна” стоила от 26 до 30 руб. Сегодня потребитель “Олейну” уже может купить за 20-21 рубль. Подешевело и российско-аргентинское масло “Злато”. При этом на фоне глобального снижения цен наблюдается некоторое затоваривание рынка: срок хранения масла ограничен, и периодически случаются распродажи высококлассного импортного масла по цене ниже 20 руб.
Можно только гадать, что будет с ценами через год, когда производство рафинированного масла в России утроится. Дело в том, что “Юг Руси” к июлю намерен в 2,5 раза увеличить выпуск “Золотого семечка” – с нынешних 70 млн. до 180 млн. бутылок в год.
Параллельно компания “Русская бакалея”, разработавшая масло “Злато” и размещавшая до последнего времени заказы на его производство в Аргентине, приобрела в Краснодарском крае Лабинский маслоэкстракционный завод (МЭЗ). Сейчас идет его реконструкция, к сентябрю завод заработает и станет перерабатывать почти столько же семян подсолнечника, сколько и маслоэкстракционный завод “Юга Руси” – 300-330 тыс. тонн в год (у “Юга Руси” – 350 тыс.). Полностью модернизация Лабинского МЭЗа завершится к маю 2002 года, и с этого времени “Русская бакалея” сможет выпускать 500 тонн рафинированного масла в сутки.
Реальная угроза потерять российский рынок заставила думать по-новому и иностранные компании. Чтобы конкурировать с российским маслом по цене, иностранцы планируют разместить свое производство в России. Об этом уже заявила “Цереол” (марка “Олейна”). Возможно, то же самое сделает и аргентинская “АГД”. В итоге будут созданы новые рабочие места, да и на цене объемы производства скажутся положительно.
Игорь БУРАКОВ.