Весеннее повышение тарифов на электроэнергию, прокатившееся почти по всей стране, уже очень скоро неизбежно приведет к росту потребительских цен. Ведь дороже за электроэнергию должны платить буквально все – и граждане, включающие лампочки у себя дома, и производители любого товара. Это касается и пенсионеров, и работающих.
Механика довольно проста.
Представьте, что вы работаете на маленьком заводике, где цех с десятью станками и контора. Трудятся там вместе с вами десять рабочих и бухгалтер. Собственник завода, начиная дело, определил, что и в каких количествах можно производить, по какой цене нужно продавать свой товар, чтобы иметь прибыль, считал все затраты: на сырье, на перевозку сырья и готовой продукции, на заработную плату рабочим и бухгалтеру, на коммунальные услуги и за землю, на различные налоги, на ремонт станков и покупку новых, когда эти сломаются, на развитие производства и так далее. Потом эти затраты собственник делит на количество произведенных предметов и получает себестоимость единицы товара.
Зная, какая цена подходит, начальник смотрит, сколько стоит то же самое у других производителей и у иностранцев (ведь любой товар можно и из-за границы привезти).
Если у всех остальных этот товар дешевле, то рассчитывать на успех не приходится, если только ваша продукция не лучше других по какому-то признаку – дольше служит, красивее или еще что-то. Допустим, товар заводика, на котором вы работаете, не хуже других, обходится не слишком дорого, то есть его можно продавать по конкурентоспособной цене, а у потребителей есть деньги на то, чтобы его покупать. В таком случае можно начинать производство, все работники будут получать зарплату, государство – налоги, владелец – прибыль, и всем хорошо.
И тут вдруг повышаются цены на электричество. Новичок сначала думает: “Какая ерунда, не так уж много я трачу на электричество, ну, увеличу соответственно цену на свой товар, и все пойдет по-старому”. Ан нет.
Возрастает цена сырья – те, кто его поставляет, тоже используют электроэнергию.
Возрастает цена транспорта – и не только на железной дороге, производители бензина тоже пользуются электричеством и перевозят его с места на место по железной дороге.
Дорожают запчасти для станков и новые станки.
Дорожает на самом деле все, и цену на товар приходится увеличивать не на размер удорожания электричества, а значительно больше.
При этом и потенциальные покупатели станут больше тратить не только на электричество, но и на товары первой необходимости (их себестоимость тоже увеличилась – без электроэнергии нельзя ни хлеб испечь, ни молоко по пакетам разлить), и денег у них стало меньше. Кстати, рабочим и бухгалтеру не хватает на жизнь, и они ставят вопрос о прибавке зарплаты, а значит, и товар станет еще дороже.
В итоге вполне вероятно, что товар потеряет конкурентоспособность, его просто никто не станет покупать. Он остается на складе, зарплату и налоги платить нечем, за электричество, кстати, тоже – денег нет.
Тогда начинается пересчет цены. В нее входит ремонт станков и создание всяких фондов. Ладно, станки вроде не ломаются, а если на это деньги не откладывать, цену можно поставить пониже, а потом, может, все образуется. Результат такой политики можно четко определить заранее: станки износятся, денег на новые не будет, и заводик закроется.
Крайне печальная история. Причем эта схема в равной степени относится и к крупным предприятиям.
Вышеописанные проблемы встают перед каждым производителем, и маленьким, и большим, а следовательно, они непосредственно касаются и всех работающих по найму. Как и потребителей, которым за все покупаемое платить приходится дороже.
Людмила БИРЮКОВА.
Экономист.
ИА “Резонанс-профи – для “РТ”.