В преддверии президентских выборов в Республике Татарстан руководство КамАЗа четко определилось со своим выбором, который обосновывал заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО “КамАЗ” Ильдар Халиков в интервью газете “Вечерние Челны”:
– Есть известное выражение о том, что кризисы часто являются благом, а не бедствием. Почему? Потому что в такой ситуации отдельный человек или целая компания вынуждены взглянуть на себя совсем иначе. То же произошло и с КамАЗом. Кризис, начавшийся на предприятии в 94-м году, заставил КамАЗ совершенно по-другому посмотреть на себя как с точки зрения крупнейшего производителя, у которого появились проблемы, так и с точки зрения своих стратегических перспектив. Именно в тот момент были приняты, на мой взгляд, кардинальные решения, позволившие позже спасти ситуацию на КамАЗе. При этом мы дали всем понять, каким путем должен идти КамАЗ.
Кризис, как лакмусовая бумага, проявил все наши больные места. Стало очевидным, что мы выпускаем морально устаревшие автомобили, а наши научно-технические разработки серьезно отстают от мировых. Что у нас высокая степень износа оборудования и наша технология вряд ли позволит конкурировать с крупнейшими мировыми компаниями. Мы увидели и то, что собственных ресурсов КамАЗа недостаточно, чтобы серьезно заявить о себе на мировом рынке. Но самая большая опасность таилась в том, что лет через 5-10 мы могли понести значительные потери и на внутреннем рынке.
В сложный период кризиса КамАЗ оказался, окажем так, в зоне особого внимания правительств России и Татарстана. Начиная с этого момента предприятие постоянно находится под опекой Президента РТ и правительства республики. Благодаря активному участию о первую очередь Минтимера Шаймиева было заключено знаменитое соглашение с японским “Эксимбанком” о привлечении на КамАЗ кредита в размере 150 миллионов долларов. Что стоит за реализацией данного проекта? Это решение одной из самых главным проблем износа основных средств. Появление нового современного оборудования позволит нам выпускать конкурентные на мировом рынке двигатели и стать в России фактически монополистом в производстве дизельных двигателей такого класса,
Вопрос о реализации этого проекта Президент Татарстана поднимал во время встреч на высшем уровне – с Б. Ельциным, всеми председателями правительства России, А недавний визит Владимира Путина о Японию (а составе российской делегации был и Минтимер Шарипович) дал серьезный толчок вперед. Президент России заявил, что сразу после решения проблемы с ЕБРР будет решен вопрос и с японским кредитом. Сегодня видно, что реализация проекта заметно ускорилась. Отмечу, что КамАЗ уже получил оборудование на 50 миллионов долларов.
Дальнейшее развитие инвестиционных проектов, связанных с КамАЗом, обусловлено следующими факторами. Это стабильная политическая ситуация в России, и особенно в Татарстане, поскольку взаимодействие и позитивные контакты местных властей с предприятиями очень важны для привлечения инвестиций, И в этом плане КамАЗ в сравнении с предприятиями других регионов находится в более выгодном положении – из-за уверенности в стабильности политической ситуации в республике, грамотного и делового подхода Президента и правительства Татарстана к контактам с западными инвесторами. Плюс огромный авторитет, профессионализм и опыт М. Шаймиева, одного из самых влиятельных региональных политиков. С ним КамАЗ связывает свое конструктивное будущее. Поэтому 25 марта, в день выборов Президента Татарстана, мы будем делать ставку на Минтимера Шаймиева.