Наша жизнь меняется на глазах. И, как всегда в переходный период, можно наблюдать одновременно признаки и старого, и нового. Тысячи стариков по-прежнему ждут своей очереди на установку квартирных телефонов. Но уже десятки тысяч молодых не ждут “милостей от природы”, а работают, зарабатывают, и телефон для них не просто средство общения, а средство производства.
Ученые – биологи и философы, изучающие процессы человеческого мышления, приходят к выводу о решающей роли в них коммуникаций – связей между собой мыслящих субъектов. Именно коммуникации – тысяченитевые связи миллионов людей друг с другом обеспечивают развитие интеллекта индивидуумов и всесторонний прогресс человечества в целом.
Что уж тут лукавить – отстали мы от остального мира в области коммуникаций. Как и во многих других областях. Но время перемен-таки пришло. И это хорошо во всех смыслах. В том числе и в том, что фирмы, начинающие функционировать на телекоммуникационном поле, действуют именно с нуля. Завидовать надо этим ребятам. Не висят у них на руках и на ногах гири плановой экономики. Нет глупых нормативов насчет технологичности и серийной пригодности. Есть просто рынок, который все оценивает. Умеешь работать – разбогатеешь. Не умеешь – разоришься.
Пример ОАО “ТАИФ-ТЕЛКОМ” в этом контексте диалектически и типичен, и неординарен. Типичен потому, что в чистом поле что-нибудь да должно вырасти. А неординарен потому, что и в чистом поле есть конкуренция за право жизни под солнцем. И побеждает в ней тот, кто старается сильнее.
“ТАИФ-ТЕЛКОМ” старается. И результат старания очевиден. Только два года назад – 3 марта 1999 года – Президент Татарстана М.Шаймиев совершил первый звонок по сотовой телефонной сети “Сантел”. В августе того же года к сети подключился 1000-й абонент, в июле следующего – уже 10000-й, а в нынешнем феврале – 40000-й. Темпы роста невиданные. Фирме есть чем гордиться и есть смысл заявить о себе вслух. Прошедшая на днях пресс-конференция, по словам генерального директора “ТАИФ-ТЕЛКОМ” Зарифа Закирова, преследовала именно эту цель – сделать компанию информационно открытой. Для начала рассказать о своей короткой, но бурной истории. Посвятить журналистов, а через них – общество в свои планы, одним словом, – раскрыться.
Так вот, об истории.
Первого апреля 1998 года между головной фирмой группы “ТАИФ” и шведской компанией “Эрикссон” был заключен контракт на поставку базового оборудования для сотовой сети стандарта GSM. И это была совсем не первоапрельская шутка. В декабре того же года первая партия оборудования поступила в Татарстан, и уже через три месяца Президент РТ М.Шаймиев смог позвонить по сантеловскому телефону. Такие темпы ввода в строй производственных мощностей имели место в Советском Союзе только в годы Великой Отечественной войны. Но тогда была работа в условиях военного времени, а здесь сказал свое слово коммерческий интерес. Надо ли объяснять, что второй путь намного приятнее первого?
К концу октября 1999 года было завершено строительство первой очереди сети “Сантел” – введено в эксплуатацию более пятидесяти базовых станций. Устойчивой мобильной связью обеспечены Казань, Набережные Челны, Зеленодольск, Чистополь, Нижнекамск, Альметьевск, Буинск, Елабуга, Заинск, а также основные участки транспортных магистралей. Услуги сети “Сантел” стали доступны 70 процентам населения Татарстана.
По данным консалтинговой компании “Json and partners”, в декабре 2000 года “ТАИФ-ТЕЛКОМ” занял первое место среди всех сотовых операторов России по приросту абонентской базы за месяц. Прирост абонентов “Сантел” составил 32 процента. По итогам 2000 года “ТАИФ-ТЕЛКОМ” вошел в десятку ведущих сотовых операторов России по величине абонентской базы, а по количеству базовых станций и величине зоны покрытия он занимает четвертое место среди GSM-операторов и пятое – среди всех сотовых операторов РФ.
На пресс-конференции возник вопрос: где же предел насыщения рынка мобильных телефонов? Теоретически предел – все население. Когда-то доживем и до этого. Пока же в развитых странах он находится в диапазоне от 50 до 70 процентов. Нам до этого показателя пока еще далеко. Но рост пользователей сети “Сантел” идет по экспоненте. Уже в следующем году их число должно перевалить за 100 тысяч. Цены на мобильные трубки не превышают мировые. Абонентская и посекундная плата пока выше, но неизбежно будет снижаться по мере роста сети. Весь вопрос – в нашей заработной плате. По мере ее приближения к уровню развитых стран будет расширяться и поле доступности мобильной телефонной связи для населения.
Оптимистичный взгляд на будущее “ТАИФ-ТЕЛКОМ” проявляется еще и в том, что к возможному (и прогнозируемому) росту спроса на свои услуги фирма готовится уже сейчас. Вдобавок к 105 базовым станциям стандарта GSM-900 уже построены и работают 17 станций стандарта GSM-1800, частотный диапазон которых позволяет обслуживать намного больше линий связи. Это особенно важно в крупных городах. Казань, естественно, тут на первом месте. Важно, что сантеловская сеть позволяет выходить в “большой мир”. Откуда-нибудь из Чирков-Кильдуразов можно дозвониться в Нью-Йорк. А сервисные услуги компании расширяют возможности телефона от простого разговора до всего, кроме физического контакта. Пейджинговая связь, банковские операции, даже передача видеосъемки. Кажется, невозможного здесь нет.
Впрочем, в каждой бочке меда должна быть ложка дегтя. Так уж мы устроены, что обязательно должны героически преодолевать трудности, нами же самими и создаваемые. Для того чтобы прокопать кабельную траншею между базовыми станциями, надо получить согласование сорока четырех организаций. Каждая из них по-своему важна, но если число станций приближается к полутора сотням, то документация, дающая им право на жизнь, своим объемом начинает напоминать государственный архив. А время? А люди? А деньги?
Сорок четыре инстанции способны пройти только отечественные предприниматели. Спасибо российским чиновникам. Своими рогатками они надежно защищают отечественный рынок от внешних инвесторов. Побороть их могут только наши же предприниматели.
“ТАИФ-ТЕЛКОМ” прорвался. Пока его услуги доступны только состоятельным людям. Но цель компании – сделать их доступными для всех. И цель, судя по всему, достижимая.