О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2001 году

Хэрмэтле халык депутатлары!

Хэрмэтле халык депутатлары!


Уважаемые народные депутаты!


Вступая в ХХI век и новое тысячелетие, мы подводим итоги не только за прошедший год, но и оглядываемся на пройденный республикой путь и намечаем цели на будущее. На рубеже веков мы должны дать ясные ориентиры нашим согражданам.


Россия прошла через полосу революций, общественных преобразований и человеческих трагедий. Перед лицом нового тысячелетия появилась историческая возможность построить цивилизованное общество. Смена общественного строя в России, переход к демократии, федерализму, рыночным отношениям должны иметь четкую направленность – на созидание, построение достойной жизни. Реформы в стране и республике должны идти в интересах людей.


За последние годы удалось обеспечить политическую стабильность в республике и, в основном, определиться в отношениях с федеральным центром. У нас есть успехи в развитии экономики и социальной сферы. Они стали итогом более приемлемой для переходного периода, ранее критикуемой радикал-либералами, политики мягкого вхождения в рынок. Мы можем сказать, что более эффективно использовали организационный, материально-технический и научный потенциал республики. Нам удалось обеспечить преемственность в кадрах. В различных сферах жизни, в государственных структурах, общественных организациях люди научились работать самостоятельно и творчески. В итоге республика прошла сложнейший отрезок времени преобразования общества на принципах демократии и рыночных отношений с минимальными потерями, насколько это вообще возможно в переходные периоды.


Сегодня экономика республики преимущественно адаптировалась к рынку. Государственное регулирование в целом себя оправдало, но этот резерв, за исключением отдельных федеральных и республиканских государственных монополий, практически исчерпывает себя. Многие предприятия стали акционерными. Именно они сейчас производят основную продукцию в республике. Количество госпредприятий с каждым днем уменьшается. Старые методы и формы работы постепенно себя изживают. Нужны новые инициативы, нужна новая долгосрочная стратегия прорывного характера, которые накопленным республикой достижениям придадут новое качество.


Нам нужно по-новому взглянуть на роль государства в экономической политике, предоставив полную свободу предпринимательству как в крупном, так и малом бизнесе, создать равные условия для конкуренции на рынке, усилить политику привлечения инвестиций, без чего невозможно дальше развивать многоотраслевую экономику республики на мировом уровне.


Для нас экономический рост означает:


– увеличение производительности труда;


– рост числа рабочих мест;


– рост заработной платы и доходов;


– увеличение основного капитала и сбережений;


– возрастание объема и качества информации;


– углубление научных знаний;


– повышение уровня образования.


Вместе с тем на пути экономического прогресса мы должны снизить уровень загрязнения окружающей среды и количество отходов, справиться с нищетой, сократить потребление энергии и материальных ресурсов на единицу продукции.


Главным критерием эффективности нашей экономики становится конкурентоспособность татарстанских товаров. Это – интегрированный показатель успешной деятельности не только отдельных предприятий, но и всей республики. Он потребует перехода на высшие российские и мировые стандарты в технологии, образовании, медицине, системе подготовки и переподготовки кадров, информационных системах и т.д. Государственные органы, общественные организации, научные институты, буквально все должны воспринимать эту политику как неизбежность, ибо от конкурентоспособности наших товаров, в конечном счете, зависит благополучие нашего народа. Марка “Сделано в Татарстане” должна стать предметом гордости всей республики.


Экономический прогресс не должен сопровождаться расслоением общества и разрушением окружающей среды. В Татарстане необходимо укреплять социальную справедливость, предоставляя равные возможности для получения образования, продвижения по работе, повышения благосостояния, социальной защиты и духовного обогащения.


Одновременно нам нужно обратить самое пристальное внимание на проблемы экологии, от чего зависит здоровье наших граждан, благополучие наших детей, а значит, и будущее республики.


Формула развития Республики Татарстан в интересах человека должна включать три взаимосвязанных принципа: экономический прогресс, социальная справедливость и защита окружающей среды.


Уважаемые народные депутаты!


За последние десять лет мы сумели найти путь, отвечающий интересам народа Татарстана. Мы ушли от крайностей в политике, сумев объединить граждан вокруг общих ценностей. Сложилась система ценностей республики, которая включает в себя:


– общее понимание суверенитета и федеративных отношений;


– необходимость развития языков и культур народов республики;


– соблюдение межэтнического и межконфессионального баланса интересов;


– признание демократических ценностей;


– укрепление свободы слова.


Суверенитет Татарстана был и остается базовым понятием, исходя из которого вырабатываются внутренняя политика, отношения с ф

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще