“Предприятию на постоянную работу срочно требуются столяры, каменщики, штукатуры-маляры. Обращаться в администрацию ОАО “Химстрой”.
(Из объявления в газете).
ОАО “Химстрой” долгое время считалось одним из престижных предприятий Нижнекамска. Здесь сложились дружный коллектив, свои традиции, трудились семейные династии. Имея большой опыт строительных работ, многие бригады возводили уникальные промышленные объекты за пределами города и республики, перевыполняли планы по вводу жилья, получали награды на конкурсах, благодарственные письма… А между тем на фоне успехов росли в последние годы и долги “Химстроя”. К сожалению, это не единственное предприятие с подобной судьбой в истории постперестроечной России. Десятки ранее процветавших организаций по тем или иным причинам стали неплатежеспособными, в отличие от своих руководителей, благосостояние которых росло прямо пропорционально долгам их предприятий – по налогам, по зарплате, за сырье… Сокращались штаты, уменьшались объемы производства – круг замыкался, предприятие умирало. И все бы ничего, ведь по законам рыночной экономики выживает тот, кто предприимчивее и сильней. Однако, к сожалению, дела у “Химстроя” становились все хуже, и в 1999 году Комитетом РТ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению было возбуждено дело о банкротстве акционерного общества. Но налоговые органы пошли руководству навстречу и дали “Химстрою” еще один шанс, заключив с ним мировое соглашение. Но и это не заставило поменять в акционерном обществе привычный стиль работы. И тогда комитет обратился с иском в Высший арбитражный суд РТ о возбуждении процедуры банкротства – финансового оздоровления.
С того момента прошел почти год. Можно подвести первые итоги. И, как утверждает внешний управляющий Хабир Хабибуллин, дела на предприятии налаживаются.
– Считаю, что за это время коллективом проделана большая работа, – говорит он. – Если сравнить, в каком состоянии было производство в мае прошлого года и сейчас, то можно увидеть разительные перемены во всем: и в настроении рабочих, и в том, как к нам стали возвращаться заказчики, и даже в том, что стали появляться инвесторы.
– Хабир Сабирович, значит, введение внешнего управления и ваше назначение управляющим было воспринято коллективом как должное?
– Думаю, что здесь нужно говорить не о назначении внешнего управляющего, а о том, что тогда в “Химстрое” назрел момент введения внешнего управления – иначе предприятие спасти бы не удалось. Когда я приехал в Нижнекамск, оно бездействовало уже два месяца. Кто мог, устроился на другую работу, кто-то “сидел” в неоплачиваемом отпуске. Пришлось собирать всех заново. И хочу сразу отметить: здесь работали очень квалифицированные сотрудники и было бы жаль потерять опыт, накопленный годами.
– А многие вернулись?
– Все, кто поверил в будущее “Химстроя”. Начиная с мая, предприятие стабильно, из месяца в месяц наращивает объемы производства. Правда, пока не все идет так гладко и быстро, как хотелось бы, но мы работаем, производительность возросла в несколько раз. Стабильно выплачивается заработная плата, гасятся текущие платежи по налогам и выплатам в различные фонды.
(Для справки. Кредиторская задолженность предприятия на 1 января 2000 года составляла около 100 миллионов рублей и превышала дебиторскую задолженность более чем в 3 раза. Задолженность по заработной плате была 6 миллионов 879 тысяч рублей. В среднем на каждого работающего она составляла более 9 тысяч рублей. Коллектив уменьшился почти в два раза. Задолженность по налогам и обязательным платежам в бюджет и целевые внебюджетные фонды составляла 22 миллиона 641 тысячу рублей, в том числе в бюджет РФ – 15 миллионов 647 тысяч рублей, в бюджет РТ – 7 миллионов 415 тысяч рублей, в целевые внебюджетные фонды – 21 миллион 501 тысячу рублей, в Пенсионный фонд РФ – 60 миллионов 845 тысяч рублей, в Фонд социального страхования – 3 миллиона 303 тысячи рублей).
– Хабир Сабирович, но все-таки можно было и раньше работать, платить налоги, выплачивать зарплату?
– Если предприятие работает, выполняет обязательства перед поставщиками и заказчиками, то, конечно, срывов не будет. Не хочу говорить о причинах всего произошедшего, но, надеюсь, у коллектива хватит мудрости и опыта не повторять прежних ошибок. Сейчас нужно просто добросовестно работать, тем более что предприятие поддерживают руководство республики и городская администрация.
– Значит, у “Химстроя” нет больше долгов?
– Мы вышли на текущие платежи по заработной плате, налогам и выплатам. Но это еще не все. Ранее предприятие активно заключало договоры на долевое строительство жилья, гаражей и накопило огромные долги по долевому строительству. Но я считаю, вполне реально по окончании процедуры финансового оздоровления полностью рассчитаться с кредиторами.
– Можно ли с уверенностью сказать, что предприятие реанимировано?
– Можно. За 2000 год мы сдали госкомиссии более 21 тысячи квадратных метров жилья. Введение внешнего управления отсрочило платежи по налогам и выплатам на полтора года. Это позволило увеличить объемы производства. На нескольких объектах уже началась двухсменная работа. Бесспорно, ощущается и постоянная помощь города. Кстати, сейчас совместно с администрацией разрабатывается перспективная инвестиционная программа по вводу в эксплуатацию незавершенного “Химстроем” жилья, что позволит существенно снизить остроту этой проблемы в городе.
Заключаются договоры подряда с рабочими предприятия. По завершении строительства домов, согласно этим договорам, лучшие работники получат жилье.
Нам удалось не только выйти на текущие платежи по заработной плате, но и повысить ее на 25 процентов. Кстати, впервые за последние семь лет на “Химстрое” она выплачивается деньгами.
– Вы говорите, что “Химстрой” наращивает объемы производства. Это значит, что увеличивается и количество работающих?
– Да, мы даже объявления в местной печати разместили о наборе специалистов. И люди к нам пошли. Только в декабре приняли 25 человек. Сейчас у нас работают 740 человек, но и это еще не все. Нам ведь сейчас не только новые объекты строить надо, есть большой объем работ по инженерным сетям и благоустройству тридцать пятого и тридцать шестого микрорайонов города. Здесь долгое время все коммуникации эксплуатировались по временной схеме, а это чревато авариями. Поэтому в первую очередь смонтировали ЦТП, обустроили тепловоды и водоводы по постоянной схеме. В девятнадцати подъездах наших домов не были сданы в эксплуатацию лифты. Опять-таки при содействии городских властей мы эту проблему решили.
– А каковы у “Химстроя” перспективы?
– Планы большие: восстановить платежеспособность предприятия, возродить и сохранить замечательный коллектив, вернуть доверие партнеров, вводить в строй все больше жилья, привлечь инвесторов.
Многое еще нужно сделать, но это все решаемо. Ведь еще раз повторяю: химстроевцы – профессионалы своего дела, и им по плечу трудные задачи.
Булат ХАЙРУЛЛИН.