Тревога над белыми затонами

Навигация-2001, похоже, для судоходной компании “Татфлот” пройдет в “разборках” с республиканским Комитетом по банкротству.

Навигация-2001, похоже, для судоходной компании “Татфлот” пройдет в “разборках” с республиканским Комитетом по банкротству. В этот процесс СК втянулась по собственной инициативе. Угораздило же ее взяться за ремонт грузовой и пассажирской стенок в 1995 году! Был найден подрядчик, договорились о приемлемой оплате. И все было бы в порядке, если бы Кабинет Министров РТ согласился хотя бы на время сделать послабление в части налогообложения.


Надеясь на понимание, компания продолжала ремонт. В прошлом сезоне были восстановлены грузовая стенка и половина пассажирского причала, что исключило возможное разрушение здания речного порта. Тут бы и радоваться, но СК попала в число подозреваемых в банкротстве предприятий.


В качестве выхода из создавшейся ситуации комитет, не задумываясь, предложил поделить СК на две части – грузовую и пассажирскую. Как вариант – это возможно. В советские времена в Горьком подобное деление было. Но дело в том, что при таком “раскладе” хочешь – не хочешь, а бери централизованную дотацию под план перевозок. Сейчас, когда “Татфлот” ежегодно перевозит порядка 1,3 миллиона пассажиров, а дотация составляет 16 миллионов рублей вместо 45, хозяин на такой “подарок” вряд ли найдется.


В былые времена убыточность пассажирских перевозок (а она была всегда) покрывалась за счет прибылей от грузовых операций, от добычи сырья в Камском грузовом районе. Добывая за навигацию до 25 миллионов тонн песчано-гравийной смеси, Казанский речной порт обеспечивал до 60 процентов доходов пароходства.


В последние три года СК сумела предотвратить спад производства, подняв в 1999 году уровень добычи в Камском грузовом районе на 40 процентов, а в прошлом году – еще на 30. Но прибыли могли бы стать более значительными, имей “Татфлот” достаточный тоннаж. Сейчас приходится брать в аренду толкачи с баржами, что обходится недешево: в прошлом году, например, – в 22 миллиона рублей. Недавно разведано еще одно месторождение песчано-гравийной смеси с объемом 7 миллионов кубометров. Земснаряды есть, а возить не на чем.


На восстановление причалов затрачен 61 миллион рублей, долг СК по налогам – 52. Общая кредиторская задолженность выросла до 242 миллионов. Речники стали налаживать туристическую работу, выделив для этого два теплохода. Это позволило решить проблему выплаты зарплаты работникам пассажирского управления, но не сняло с повестки дня всех вопросов СК.


В Кабмине лежит бизнес-план, разработанный на ближайшую перспективу. В СК он получил одобрение, но позиция Правительства неизменна: два года не в полном объеме выделяется дотация на пассажирские перевозки. Задолженность составляет 48 миллионов рублей. Компания ведет переписку с кабинетом, предупреждая, что будет вынуждена перейти на критический график движения флота. То есть пассажиропоток сократится опять.


Уже сейчас одна тонна топлива стоит порядка 7 тысяч рублей, а один двигатель в среднем – 1,5 миллиона. В порту завершается межнавигационный ремонт. Нужны восемь двигателей. На балансе “Татфлота” – сто судов различных классов, у большинства которых давно выработан срок годности.


Но все-таки главное – это люди. Их в компании 2300 человек. Это для них была создана больница, бывшая в советское время гордостью всего бассейна, а теперь влачащая жалкое существование. Ребятишки волгарей вынуждены забыть о “Ракете” – загородном лагере отдыха. Заглохла некогда бурлящая спортивная жизнь.


Откровенно говоря, очень похоже, что в обозримом будущем Волга перейдет в категорию частной собственности. Во всем мире еще не было подобного прецедента, реки не продавались как товар. Возможно, у нас есть шанс стать свидетелями грандиозной сделки наступившего тысячелетия…


Впрочем, идея создания на базе “Татфлота” собственного флота для “хождения за три моря” еще жива, и СК еще держится на плаву. Не хочется верить в худшее. Будем надеяться, что благоразумие восторжествует.


В.РАХИМОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще