Как-то раз на одной специализированной выставке, проходившей в НКЦ “Казань”, я поинтересовался у итальянских предпринимателей, почему они выбрали для презентации своей продукции именно бывший мемориал. Ведь в столице Татарстана имеются прекрасные площади знаменитой “Казанской ярмарки”, имеющие соответствующую международным стандартам инфраструктуру. Вот тут-то и высветилась впервые проблема, на которой хотелось бы остановиться подробнее.
“Комфорт” – понятие относительное
Тем более, если речь идет о выставочном бизнесе. На проведение презентационных мероприятий фирмы-производители и коммерческие структуры тратят довольно большие суммы денег. Поверхностное отношение к этим мероприятиям давно кануло в Лету, выставки являются одним из основных элементов маркетинга. То есть должны приносить прибыль.
Для достижения максимального эффекта команда менеджеров-“гастролеров” – в данном случае заказчиков и местных специалистов в области выставочного бизнеса – подрядчиков продумывает все до деталей. И одна из таких деталей – четкая идентификация экспозиции. Грубо говоря, выставка должна быть организована так, чтобы, во-первых, ее активно посещали, во-вторых, посещали именно потенциальные покупатели – целевая группа, в-третьих, внимание было приковано только к заказчику.
В случае с итальянцами “Казанская ярмарка” была отвергнута сразу же по причине дороговизны, но гости признались, что и за меньшую сумму они бы ни в коем случае не воспользовались этими площадями. Почему? Да потому, что небольшие экспозиции либо теряются в “ангарах” ярмарочного комплекса, либо затираются многочисленными “чэпэшниками-коробейниками”, которыми здесь, по устоявшейся традиции, обрастает любая специализированная выставка. В этих условиях бизнесу не помогут ни прекрасный конференц-зал (для старушек с кошелками и домохозяек?), ни бары и буфеты (для праздно шатающихся?). А широкие просторы окончательно маскируют компактные стенды заказчиков. Ведь такого рода выставки требуют камерности.
Проблема, которой нет
…Уточню: нет ее в принципе. И нет давно, потому что еще в советские времена в столице республики были выстроены выставочные залы КНИИАТ и “Новинка”. Сейчас это идеальное место для презентаций продуктов труда малого и среднего бизнеса. Более того, их местонахождение как нельзя лучше соответствует столичной экспоструктуре – оба здания находятся на другом берегу Казанки, создавая определенный противовес бывшей ВДНХ.
Сегодня помещения эти, увы, являются или “ночлежкой” фирм-однодневок, торгующих то унитазами, то губной помадой, или сдаются под офисы, или приватизированы вовремя воспользовавшимися неразберихой частными лицами. “Новинка”, в принципе, уже потеряна для выставочного бизнеса. Но остается еще комплекс КНИИАТа, научно-исследовательского института авиационных технологий, сотрудники которого в силу объективных причин содержать в одиночку свой выставочный центр не в состоянии. Не в состоянии они и заниматься выставочным бизнесом – для этого нужны знания, опыт и контакты. Зато и то, и другое, и третье имеется у сотрудников Торгово-промышленной палаты РТ, не имеющей, в свою очередь, собственных выставочных площадей и вынужденной размещать своих заказчиков то в бывшем Ленинском мемориале, то в Выставочном зале Союза художников, то… у себя, в крошечном (по меркам выставки) конгресс-зале.
Но самая главная-то проблема – строительство нового комплекса – попросту отсутствует. Требуется лишь понимание – от властей, и решение – Госкомимущества РТ.
Палата без палат
Бывая по долгу службы за рубежом, обратил внимание, что и в Нью-Йорке, и в Ганновере, и в Абу-Даби в маршрут деловых встреч обязательно входит посещение местной торгово-промышленной палаты. И первое, чем с гордостью иллюстрируют свою деятельность ее сотрудники, – собственный экспозиционный центр. Впрочем, не хуже арабов и американцев живут белорусы и башкиры, а в распоряжении гильдии выставочников при Московской ТПП даже несколько своих комплексов.
Выставки, которые организует ТПП РТ, проходят всегда с большим успехом. Несмотря на неудобства, связанные со съемом “жилплощади”, заказчику гарантируется главное – “бизнес-уют”, “экспо-комфорт” и защищенность от “сопутствующих товаров”.
Но факт остается фактом – люди, которые по долгу своей общественной службы стоят на защите интересов рыночной экономики и представителей малого и среднего бизнеса, лишены возможности быть гостеприимными хозяевами. А ведь неумолимо приближается день, когда Казань примет в гости на свой 1000-летний юбилей тысячи людей, и в программе этого праздника выставки должны играть не последнюю роль. Собственно говоря, с этого я и хотел начать…