Во вторник генеральный директор ОАО “КамАЗ” Иван Костин провел пресс-конференцию, поводом для которой послужили два события. Первое – состоявшееся 20 января подписание соглашения с Европейским банком реконструкции и развития о реструктуризации долга на сумму 141 млн. долларов. Второе событие – 16 февраля исполняется 25 лет с момента сборки первого камского большегруза.
Эта дата позволила Ивану Костину добрым словом вспомнить всех генеральных директоров и председателей совета директоров КамАЗа (таковых в общей сложности было 8). Каждый из них внес свой вклад в развитие предприятия.
Что касается соглашения с ЕБРР, то можно отметить, что оно поставило если не точку, то какой- то промежуточный знак в отношениях между банком и КамАЗом. Отношения эти, нужно сказать, были неровными. Начинались они с того, что в 1995 году ЕБРР выдал кредит КамАЗу в размере 100 млн. долларов, под залог которого было отдано все имущество автозавода, включая землю. В силу известных обстоятельств предприятие не смогло его своевременно вернуть. В итоге весь автозавод мог перейти в собственность ЕБРР.
Переговоры о реструктуризации долгов были длительными и проходили с переменным успехом. Европейский банк занял жесткую позицию: он соглашался отсрочить платежи, если руководство республики и предприятия выполнит ряд условий. С некоторыми из них татарстанская сторона согласилась, некоторые (продажа нужного КамАЗу оборудования, смена генерального директора) были отвергнуты. Разговор временами велся в весьма жестких тонах: бывшие партнеры дошли до взаимных судебных исков. Однако в конце концов компромисс был найден. Не последнюю роль в этом сыграли твердая позиция руководства Татарстана и России, реформы, проводимые на КамАЗе. К этому времени автозавод возобновил (после полуторагодового простоя) производство автомобилей, реализовал программу антикризисных мероприятий. Итогом и стало подписанное на днях соглашение.
Согласно документу реструктуризации подлежит половина долга – 70,5 млн. долларов. Эта сумма будет погашаться частями каждые полгода – с 2002 по 2012 год. Вторая половина долга конвертируется в обыкновенные акции КамАЗа, в результате чего ЕБРР станет собственником автозавода. Правда, Иван Костин не смог сказать, какой именно долей уставного капитала будет обладать Европейский банк. Пока же, без учета конвертации долга ЕБРР в акции, “уставник” автозавода распределяется так: 34,5 процента принадлежит России, 22 – Внешторгбанку, 12,3 – Татарстану, 4,8 – компании КИМКО, 3 процента – Сбербанку.
Прошлый год для КамАЗа был наиболее удачным. Практически перевыполнены все прогнозные показатели бизнес-плана-2000. В нынешнем планируется удвоить объем производства и довести его до 1 млрд. долларов, выпустив 26 тысяч грузовых и 37,8 тысячи легковых автомобилей. При этом доля автомобилей в общем объеме производства будет постоянно снижаться, зато увеличится объем выпуска новой техники.
По словам Ивана Костина, портфель заказов КамАЗа на 2001 год практически сформирован за счет договоров с нефтяниками, газовиками, Правительством Татарстана, с Минобороны России. Однако возможны и трудности, учитывая, что во всем мире идет постепенное снижение объемов производства грузовых автомобилей. Многие крупные компании вынуждены закрывать свои заводы из-за того, что падает спрос.
Добавим, что топ-менеджеры КамАЗа понимают, насколько важным в стратегическом отношении будет 2001 год. Именно за предстоящие 12 месяцев следует так нарастить мускулы, чтобы с 15 января 2002 года начать погашение долга Европейскому банку. А это порядка 200 млн. рублей в год. Найти такие средства будет очень непросто, хотя предполагаемая рентабельность производства в 2001 году должна составить не менее 10 процентов.
Однако кроме долга Европейскому банку у КамАЗа существуют и другие – перед Пенсионным фондом РФ, федеральным бюджетом, энергетиками, другими ведомствами. Успешно проведенный 2000 год тем не менее не позволил полностью рассчитаться с кредиторами. В этой связи руководители КамАЗа надеются на то, что, может быть, удастся провести дополнительные переговоры с ними, чтобы оттянуть уплату долгов на более позднее время, когда автозавод окончательно справится со своими финансовыми проблемами.
КамАЗ должен стать мировой конкурентоспособной компанией, заявил на пресс-конференции Иван Костин. Контекст был такой: несмотря на все трудности, автозавод выстоит. Для этого его менеджеры строят амбициозные планы. Для их реализации будет привлечено не менее 600 млн. рублей инвестиций, которые пойдут на освоение новых видов техники (автобусов, тракторов и комбайнов), двигателей “Евро-2”. Брать из этих сумм средства для расчетов с ЕБРР – значит “проедать самих себя”, считает Иван Костин, поэтому нужно искать другие пути.