Первый заместитель председателя ЦБ Арнольд Войлуков официально представил новую купюру достоинством тысяча рублей. Объем эмиссии новых купюр не фиксирован и будет определяться потребностями населения, в первую очередь жителей Севера и Дальнего Востока – они являются основными “потребителями” банкнот высокого номинала. Правда, в январе новые купюры появятся только в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле, которому эта купюра и посвящена. Одновременно было объявлено о том, что в течение 2001 года все остальные купюры также будут печататься в модифицированном виде с новыми степенями защиты. Так что уже через год практически весь денежный “парк” будет обновлен.
По словам Войлукова, новые купюры не означают инфляции, а просто приводят структуру денежной массы в соответствие с реальностью. “Мы должны обеспечивать нужное количество банкнот необходимого номинала”, – заметил он. Нынешняя же структура наличноденежной массы затрудняет обращение. По словам первого зампреда ЦБ, все эмиссионные банки мира ориентируются на такой показатель – количество купюр высокого номинала должно быть в пределах 15-20 процентов от общего объема. А в России уже в начале 1999 года 500-рублевые купюры составляли 27 процентов от общего объема, а к 1 декабря эта цифра достигла уже 57 процентов. Получается, что новую купюру можно было по большому счету вводить еще годом раньше.
Есть еще один важный в денежном обращении показатель – самый большой номинал в денежной серии должен равняться половине средней зарплаты. Вспомнив уровень зарплат в северных регионах, Войлуков заметил: “Впору говорить о выпуске не только тысячерублевой, но и пятитысячной купюры. В серии 1997 года есть и такая купюра, однако мы пока не планируем ее выпуск”.
Новая банкнота отличается от прочих более высокой степенью защиты, что неудивительно. Ведь чем выше номинал, тем больше желания у фальшивомонетчиков ее подделать. Делаться будет тысячерублевая купюра на другой бумаге, введена новая система микротекста, добавлено ультрафиолетовое свечение некоторых элементов, расширена и усложнена защитная нить. Все это, по мнению специалистов ЦБ, позволит затянуть на 5-7 лет срок раскрытия технологии создания этих элементов и тем самым уберечься от промышленного производства фальшивых купюр, которого, кстати, по нынешней серии до сих пор нет.
Некоторые из новых элементов добавят и к ныне существующим банкнотам, которые будут постепенно заменяться. “Никакого одновременного обмена, разумеется, не будет. Мы просто станем печатать новые купюры и удалять старые по мере их износа”, – заверил Войлуков. Для этого существуют машинные способы распознания купюр, и эта система уже подготовлена для работы со всеми новыми банкнотами. По статистике, десяти- и пятидесятирублевые купюры изнашиваются в течение 6 месяцев, 100-рублевые – за год, и только 500-рублевые живут немногим больше двух лет.
Николай КУЗНЕЦОВ.
ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”