Говорят, что изучение или хотя бы прочтение республиканского Закона “О бюджетной системе Республики Татарстан на 2001 год” – занятие малоприятное и ненужное. Сей документ, полагают многие, касается только тех, кто деньги распределяет. Конкретного Иванова, Петрова или Сидорова он задевает мало. И в самом деле, миллиарды, миллионы и тысячи рублей, проставленные в малопонятных статьях расходов и доходов, способны только “запудрить мозги”, но не прояснить ситуацию. Между тем бюджет – это чуть ли не единственный документ, который непосредственно затрагивает наши с вами кошельки, который и определяет, чего нам следует ждать в нынешнем году.
Сразу оговорюсь: ждать многого не следует. Если взглянуть на статью расходов бюджета, а это 22,5 млрд. рублей, то покажется, что в 2001 году мы потратим уйму денег. Но поделите эти средства на 3,7 млн. жителей республики, и на каждого из нас придется не более 6 тысяч рублей в год, или 500 рублей в месяц. На что же мы с вами (по решению парламента) потратим эти средства? Заглянем в бюджет.
Наибольшие вливания планируется сделать в сельское хозяйство. Каждый из нас на эту отрасль “отстегнет” 635 рублей. Никто не спорит, трудно думать о науке, образовании и культуре, если есть нечего. Но за последние годы мы вложили в село столько денег, сколько никогда не получала ни одна отрасль реального сектора экономики.
На одном из последних совещаний Премьер-министр РТ Рустам Минниханов привел такие цифры: сельхозпроизводители возвращают менее половины полученных товарных кредитов. 25 процентов хозяйств – безнадежные банкроты, которые никогда не смогут погасить свои долги. Остальные – более или менее смогут выкрутиться. По данным Минэкономпрома, на селе практически самая низкая зарплата – чуть более 1000 рублей в месяц, но и ее нередко выплачивают продукцией. Если бы не подсобные хозяйства, то некоторые сельчане забыли бы, как выглядят российские рубли.
Недостаточно эффективные вливания в село, похоже, беспокоят и Правительство. На том же совещании премьер пообещал, что товарного кредита больше не будет (некоторые руководители научились обменивать ГСМ и удобрения на зерно и молоко и сдавать их как собственную продукцию). Кредит будет денежный, и его получат только те, кто сможет за него рассчитаться. А таковых – около 70 процентов. Словом, село должно работать по-рыночному, как промышленность.
Теперь посмотрим, на что может рассчитывать последняя. Промышленность, в отличие от села, должна подпитывать бюджет. Итак, мы с вами отдадим промышленности всего 9 рублей из 6 тысяч (по “чистой” статье расходов), 6 рублей – по статье госзаказа, 24 рубля получит спиртовая промышленность (не многовато ли?). Это – копейки по сравнению с тем, что отдадут реальному сектору экономики фонды, консолидированные в бюджет. Из нашей с вами суммы фонды приватизации и НИОКР получат около 130 рублей, газификации – 67, ликвидации ветхого жилья – 675. Можно считать, что эти средства через посредничество чиновников пойдут в реальный сектор экономики: без газовиков и строителей тут делать нечего.
Сложнее обстоит дело с социальной сферой, которая касается непосредственно каждого. Взять, например, здравоохранение. На каждого из нас приходится 308 рублей (по “чистой” статье расходов). Немного? Но в этой цифре сидит в основном зарплата медицинских работников: чтобы они нас приняли, осмотрели, прописали лекарства, если надо, воткнули укол или поставили систему. Деньги на наше лечение спрятаны в другой статье – в фонде медицинского страхования. На каждого из нас там приходится по 614 рублей в год. Теперь прикиньте сами, на что вы можете рассчитывать, придя в аптеку с такой суммой. Не на многое. И не дай вам Бог заболеть во второй раз.
Однако одни болеют чаще, другие – вообще не болеют. За счет здоровья последних сколько-то перепадает хворым. Но и этого не хватает. Именно поэтому мы ложимся на койку со своими лекарствами, шприцами, бинтами и пластырем. Практика эта продолжится и в нынешнем году. Так что совет один – берегите здоровье, занимайтесь физкультурой. Но… не за счет бюджетных денег. Там на каждого перепадают крохи, 40 рублей на человека. Сами понимаете, с таким кошельком далеко не убежишь и высоко не прыгнешь. Делайте лучше дома зарядку.
С образованием ситуация такая. Каждый из нас затратит на эти цели всего 87 рублей. Но и тут тоже заложена зарплата учителей. Так что не удивляйтесь, если ваше чадо пару раз в неделю будет просить у вас средства на учебники, пособия, покраску окон, стен, ремонт парт.
Если продолжить разговор о социальной сфере, то мы еще отдадим 80 рублей на культуру, 65 – на развитие (поддержку) пассажирского транспорта, 230 – на социальную политику, 35 – на средства массовой информации, включая телевидение, 100 – на жилищно-коммунальное хозяйство, 7 рублей – на восстановление татарского алфавита.
В бюджете есть еще одна очень интересная статья расходов – финансовые дотации бюджетам городов и районов. Так вот, чтобы ваш родственник, живущий в сельском дотационном районе, не испытывал проблем, вы из своих 6 тысяч отдадите ему почти 900 рублей. Этот район в силу разных обстоятельств не может заработать столько доходов в бюджет, сколько город. Значит, нужно делиться.
Теперь поговорим о власти. На содержание исполнительной и законодательной ветвей мы отдадим 131 рубль, на правоохранительную деятельность – 137, на судебную – аж целых 7. Практически столько же – на международную деятельность. Неужели удастся уложиться в эту сумму, учитывая частые поездки представителей власти за рубеж? Или они начнут ездить на свои?
Наш кошелек и наш бюджет зависят от многих факторов. Мы же понимаем, что доходы казны – это итог работы всей экономики. Будет расти производство – будет чем наполнить бюджетные статьи. Многое зависит и от капризных цен на нефть, которые не берутся предсказать даже самые опытные эксперты. Если цены не упадут, бюджет получит дополнительные (и немалые) доходы.
И наконец, наше Правительство усиленно ведет переговоры с федеральными властями о размере субсидий из российского бюджета. Входя в единое налоговое поле с Россией, мы получили заверения, что жизненный уровень населения от этого шага не пострадает.