И это будет называться “независимым аудитом”?

Консультационно-аудиторская фирма “Аудитор-Ч” из Набережных Челнов уже без малого 10 лет серьезно работает на отечественном рынке.

Консультационно-аудиторская фирма “Аудитор-Ч” из Набережных Челнов уже без малого 10 лет серьезно работает на отечественном рынке. Ее рейтинг растет из года в год. По данным агентства “Эксперт РА” (журнал “Эксперт” №31 за 2000 год) по объему выполненных услуг за первое полугодие текущего года фирма поднялась на 44-ю строчку в списке 100 крупнейших аудиторских организаций России. В Татарстане же по этому показателю она входит в тройку лидеров. В 1997 году фирма стала официальным аудитором ОАО “КамАЗ”, выиграв тендер у представителей “большой шестерки” международного бизнеса аудиторских услуг, в частности такого “монстра”, как “Делойт и Туш”.


В “Аудиторе-Ч” на постоянной основе работают более 40 высококвалифицированных специалистов, из которых семеро имеют звание “Лучший бухгалтер России”. И, конечно, мы не предполагали, что у нас возникнут проблемы при прохождении в очередной раз аккредитации в Госкомимуществе РТ. Тем более, что в прошлые годы добивались ее без особого труда.


После принятия нынешней весной Госкомитетом РТ по управлению государственной собственностью соответствующего постановления мы 20 июня направили в Казань заявку на аккредитацию, но до сих пор не получили приглашения прибыть на заседание межведомственной комиссии по координации в республике аудиторской деятельности. Наконец, не так давно пришел официальный ответ заместителя предсе-дателя Госкомимущества


Л. Шафигуллина, возглавляющего комиссию, из которого следует, что заминка произошла по нашей якобы вине, а именно: из-за неполного предоставления документов. Подобный вердикт не может не озадачить. В минувшем году фирма не проходила перерегистрации, какие-либо изменения в ее учредительные документы не вносились. Поэтому набор сведений о фирме был отправлен в Казань точно такой, как в прежние годы. Оплошности исключались в принципе.


Тем не менее вставать в позу – не наш принцип. И мы в очередной раз послали затребованные нотариально заверенную копию лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а также копии аттестатов штатных специалистов фирмы. И соглашение об условиях аккредитации, но в собственной редакции. Именно этот типовой документ, вышедший из стен ГКИ РТ, и стал камнем преткновения. В пятом пункте второй главы “Права и обязанности сторон” прямо содержится требование к аудиторской фирме направлять два экземпляра полного отчета о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в уставном капитале которого есть доля государства, в департамент приватизации и отраслевого управления ГКИ РТ, а также в государственное унитарное предприятие “Центр финансового оздоровления”.


Что это будет означать на практике? Возьмем, к примеру, КамАЗ. Как известно, у него сейчас несколько крупных собственников, среди них Правительство РФ, коммерческие банки, зарубежные инвесторы. Упомянутое выше соглашение ставит совладельцев автозавода в неравное положение, поскольку обязывает аудитора предоставлять ГКИ РТ и учрежденной им коммерческой структуре конфиденциальную информацию, не сообщая об этом собственникам клиента. Возможно, кто-то обрадуется: “Так это просто здорово, али мы не патриоты!” Вряд ли, однако, акционеры КамАЗа согласятся с ущемлением своих прав.


По закону об акционерных обществах глава аудиторской фирмы должен выступить с результатами проверки на заседании совета директоров компании и распространить информационные материалы среди всех его членов. А не действовать по принципу детской считалки: “Сорока-ворона кашку варила, гостей созывала – этому дала, этому дала, а этому не дала…”


Подписав ради прохождения аккредитации соглашение, аудитор будет вынужден работать с оглядкой на региональную власть. Тем самым выхолащивается сама идея независимости аудита, которая, между прочим, декларируется в начале предлагаемого нам типового соглашения. Его разработчики ухитрились не заметить бьющее в глаза противоречие между пунктами 1.1 и 2.5. Если, конечно, в этом не проявилось своеобразное чувство юмора чиновников. Впрочем, только ли одних их? В тогу государственных служащих норовят обернуться и работники коммерческой структуры.


Давайте внимательнее приглядимся к ГУП “Центр финансового оздоровления”. Да, его учредитель – Госкомимущество РТ. Но какое значение имеет форма собственности и благородное по смыслу название предприятия, если оно находится в едином конкурентном поле с аудиторскими фирмами? Чтобы не быть голословным, приведу пример с тендером на проведение приватизации НПО “Татэлектромаш”, в котором наряду с “Аудитором-Ч” участвовал Центр финансового оздоровления и вышел победителем. Не ставлю под сомнение справедливость исхода того конкурса. Однако, согласитесь, раскрывать перед конкурентом всю подноготную о своей фирме как-то не очень хочется… А, получается, придется. Заместитель директора Центра Р.Ярошевский является ответственным секретарем межведомственной комиссии при ГКИ РТ по координации аудиторской деятельности. Это поистине новаторская практика “по стиранию граней” между госслужащими и персоналом коммерческого предприятия! В других регионах с ней сталкиваться нам не доводилось. “Аудитор-Ч” 38 процентов объема услуг оказывает за пределами Татарстана. Так вот в Челябинской области и Чувашии документы по аккредитации принимают начальники отделов приватизации, в Ямало-Ненецком округе – начальник юридического отдела ГКИ регионов, то есть в любом случае госслужащие, а не коммерсанты.


Нуждается ли государство в подробной конфиденциальной информации об экономической деятельности предприятий, совладельцем которых является? Еще как! Но результаты аудиторских проверок департамент отраслевого управления должен запрашивать непосредственно у самих предприятий. Как, впрочем, и налоговая инспекция, другие фискальные органы. ГКИ РТ не вправе принуждать нас действовать через головы своих клиентов. В настоящее время возобладала точка зрения о том, что аудиторские фирмы должны стать одной из составляющих государственного контроля. И осуществляться он должен строго в рамках закона. Поэтому необходимо исключить из типового соглашения претендующей на аккредитацию в ГКИ РТ аудиторской организации пункт 2.5, в том числе у поторопившихся подписать этот документ фирм.


Леонид ИВАНОВ.
Генеральный директор фирмы “Аудитор-Ч”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще