В минувшую субботу в Казань приезжал заместитель полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе Герман Петров. Одна из проблем, которая интересовала его в Татарстане, – выживание Казанского авиационного объединения в условиях реформ, а также лизинг авиационной техники как один из вариантов спасения крупнейшего предприятия.
КАПО не случайно привлекло внимание руководителей Приволжского округа. В этом регионе авиационная промышленность имеется практически во всех крупных городах – в Казани, Саратове, Самаре и Ульяновске. Такого скопления специализированных заводов, которые являются не только коллегами, но и конкурентами за право получения федеральной поддержки, нет ни в одном федеральном округе. Спасти эти предприятия можно лишь одним путем – организовав эффективный лизинг строящихся и уже построенных самолетов, потому что купить новые машины, выложив за них сразу кругленькую сумму, не способна ни одна авиакомпания России, за исключением, пожалуй, “Аэрофлота”.
Лизинг самолетов, успешно применяемый в разных странах мира, пока плохо приживается на российской почве. Отчасти потому, что не созданы нормативная база и достойные финансовые условия, отчасти из-за того, что в России достаточно активно действуют силы, заинтересованные в покупке иностранных машин, например “Боингов”. Сторонники развития отечественного самолетостроения не всегда могут грамотно противостоять этим течениям. Наверное, потому, что действуют в одиночку. По всей видимости, Герман Петров решил объединить их усилия, по крайней мере в масштабах Приволжского округа.
Посланцу Сергея Кириенко показали все самое интересное. Во-первых, самолет Ту-214, сертификация которого завершится в последних числах декабря. Вице-премьер – министр экономики и промышленности РТ Сергей Когогин, который сопровождал гостя, выразил надежду, что перед Новым годом у него и у руководства завода будет хороший повод распить бутылочку шампанского по случаю завершения сертификации самолета. Германа Петрова пригласили подняться на борт той самой машины, которая продана компании “Дальавиа” в лизинг при участии московской “Финансовой лизинговой компании”. “Дальавиа” получит первую машину в марте, вторую – в мае.
Во-вторых, Петрова провели по цехам некогда гремевшего на весь Советский Союз завода. Ему показали другие машины, которые сейчас находятся в разной степени готовности. Показали и троллейбусы, которые ремонтируются в КАПО. Сегодня и это хлеб для предприятия, хотя, наверное, специалистам, умеющим собирать современные лайнеры, унизительно чинить двигатели городского электротранспорта.
Ну и, наконец, Герману Петрову рассказали о завтрашнем дне Казанского авиационного объединения, о работе над новыми машинами – Ту-324 и Ту-330. Такого задела, не без гордости заметил генеральный директор
КАПО Наиль Хайруллин, нет ни у одного предприятия отрасли. Причем все машины будут пользоваться спросом на российском рынке, у них хорошие шансы быть проданными за рубежом. Все упирается в деньги, вернее в их нехватку.
В 2003 году мы будем ездить на лошадях или летать на “Боингах”, потому что отечественная авиационная промышленность погибнет, считает руководитель КАПО. Сегодня все предприятия отрасли можно легко обанкротить – у всех долги, тяжелое финансовое положение, не хватает оборотных средств. К тому же и военные ведомства пока не погасили долги за 1996-1998 годы. Если нам нужны российские самолеты, констатировал Н.Хайруллин, значит, необходима государственная программа финансирования авиационной промышленности. Татарстан просто не в состоянии профинансировать проекты
КАПО, хотя, добавил Сергей Когогин, республика выделила на освоение Ту-214 2 млн. долларов из фонда НИОКР и 275 млн. рублей из бюджета. Это не считая постоянной поддержки предприятия – то льготами, то выделением продуктов.
Правда, как оказалось, в разные годы федеральные власти принимали решения по авиационной промышленности России в целом и по КАПО – в частности. Как сообщил Н.Хайруллин, за последние 9 лет было принято 5 именных (по Казанскому объединению) постановлений Правительства РФ, которые… не выполнены ни по одному пункту. Кому нужна такая поддержка? И в следующем году рассчитывать на финансовую помощь не приходится. В бюджете РФ на 2001 год таких средств не предусмотрено.
Информация о “пустых” постановлениях Правительства очень не понравилась Герману Петрову. Давайте проведем инвентаризацию всех принятых документов, посмотрим, что и почему не выполнено, предложил он. А потом подготовим специальное письмо Президенту России. Пусть он и решает, кто ответит за такую работу. Тем более что сейчас в
Администрации Президента всерьез обеспокоены состоянием нашей авиационной промышленности. По словам Петрова, в Приволжском округе авиакомпания “Люфтганза” обслуживает самое большое число аэропортов. Скоро мы не только будем летать на импортных самолетах, но и перевозить нас будут иностранцы.
Генеральный директор КАПО Наиль Хайруллин предложил и другие варианты поддержки авиапредприятий, которые могут быть рассмотрены на федеральном уровне. В их числе эмиссия по пеням и штрафам, накопленным в годы реформ. Именно государство загнало отрасль в угол, оно и должно освободить заводы от этой петли. Кроме того, Наиль Гумерович предложил предоставить налоговые льготы предприятиям отрасли, причем до той поры, пока они не выйдут на уровень безубыточности. Нужно быть готовыми к тому, что производители авиатехники будут долго идти к рентабельности. Та же компания “Эйербас” даже при государственной поддержке 20 лет двигалась к прибыльной работе. Зато сегодня эта компания ежегодно выпускает 113 самолетов, рассказал генеральный директор ЗАО “Финансовая лизинговая компания” Евгений Зарицкий (именно ФЛК рискнула пойти на лизинг самолетов Ту-214), и занимает 30 процентов мирового рынка пассажирских самолетов. Причем реализует она машины в основном по отработанным лизинговым схемам.
Сегодня все участники лизингового проекта (в России их всего два, один – в Казани) испытывают проблемы. Помочь их решить – задача федеральных властей. Причем в разной степени поддержки нуждаются и производители, и банки, и авиакомпании, и лизинговые фирмы. Не случайно Наиль Хайруллин предложил отработать стимулы для предприятий, осваивающих новую технику, и льготы для банков, которые кредитуют производителей. Только в этом случае интересы всех сторон могут совпасть. А значит, не придется пересаживаться с самолета на лошадь.