Бюджетное послание Президента рассматривалось на заседаниях всех постоянных комиссий Госсовета РТ, на парламентских слушаниях. Комиссия по бюджетно-финансовым вопросам подготовила сводную таблицу заключений и предложений депутатов, отдельных предприятий, организаций, учреждений и общественных организаций. Пожеланий поступило очень много. Для реализации их всех пришлось бы увеличить расходы на 7 млрд. рублей, что просто нереально. Поэтому были проведены встречи депутатов с Премьер-министром, вице-премьером – министром экономики и промышленности, министром финансов, со специалистами Министерства финансов, заинтересованными участниками бюджетного процесса. В ходе совместной работы удалось найти приемлемые решения.
Основная направленность бюджета Республики Татарстан, конечно же, социальная, об этом свидетельствует его структура. Для того чтобы социальная политика государства была эффективной, обеспечивала достижения поставленных целей, важно определить внутренние стандарты социальных отраслей. 60% консолидированного бюджета идет на образование и здравоохранение. Но никто – ни уполномоченные государственные учреждения, ни специальные институты – не может ответить, мало это или много, сколько нужно.
Улучшение ситуации в социальной сфере не всегда требует дополнительных расходов. Нужны изменение подходов, реформа, которая бы избавила ее от неэффективного механизма, оставшегося в наследство от СССР. Это относится и к жилищно-коммунальному хозяйству, пассажирским перевозкам.
Следующая проблема – взаимоотношения бюджета республики и бюджетов районов, городов. Несмотря на то, что в республиканском бюджете заложено для стимулирования регионов-доноров 800 млн. рублей, этого недостаточно, учитывая их вклад. И в то же время нет механизма санкций к тем регионам, которые увеличивают расходы и уменьшают собственные доходы.
В качестве превентивных мер можно предложить уменьшение расходов на государственное управление в регионах, допустивших такие перекосы.
Взаимоотношения бюджетов различных уровней – проблема непростая, но какие-то пути надо находить, тем более что республика сама страдает от этого на уровне Федерации. По регулированию межбюджетных отношений, по нашему мнению, необходимо разработать два закона. Первый касается дотаций на выравнивание текущих расходов; второй закон – о расчете субвенций на выравнивание капитальных расходов по территории. Должен быть создан некий механизм выравнивания по созданию базы социальной инфраструктуры.
Жилищно-коммунальное хозяйство. Здесь много вопросов, на которые не можем ответить из года в год. Это и невозможность финансирования при сегодняшнем уровне развития экономики продекларированных государственных гарантий, и, как следствие, изношенность жилищного фонда, коммуникаций. Но прежде чем принять решение по увеличению финансирования или переложению этих расходов на население, хотелось бы убедиться в прозрачности и обоснованности затрат.
Отрадно, что в следующем году вместо товарного кредита, замораживающего огромные бюджетные средства, предполагается ввести совершенно новый механизм – кредитование через коммерческие банки. Часть банковского процента будет компенсироваться за счет бюджета. Это позволит, во-первых, сэкономить бюджетные средства, во-вторых, будет стимулировать развитие банков в сфере АПК, в-третьих, пополнит доходы республиканского бюджета за счет роста коммерческой деятельности в сельскохозяйственном секторе.
Транспорт: существующие нормативы экономика не может поднять. И здесь существует проблема прозрачности расходов, сбора собственных средств. Мне кажется, или мы должны вернуться к вертикальной структуре госпредприятия и дотировать его с филиалами на местах без всяких генеральных директоров, или, учитывая, что АТП являются акционерными обществами, создать конкурентную среду, проводить тендеры, заставляя, таким образом, уменьшать затраты.
Теперь о доходах бюджета. Новый подход, который предлагает Правительство Российской Федерации, – собрать деньги в центре и за счет этого выравнивать регионы и финансировать социальные законы. Центр берет на себя эти обязательства, но законодательно все равно за регионами остается обязанность полностью выполнять действующие законы. Здесь явное противоречие между финансовыми потоками и распределением бюджетных обязательств между уровнями бюджетной системы.
Проектом закона ряд плательщиков освобождаются от налогов и сборов в части, зачисляемой в республиканский бюджет РТ, несмотря на то, что норма Закона РФ “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, предоставлявшая право субъектам устанавливать дополнительные налоговые льготы в части, зачисляемой в их бюджеты, признана утратившей силу. В соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ льготы по налогам и сборам должны предусматриваться законодательством о налогах и сборах, то есть в нормативном правовом акте, устанавливающем конкретный налог или сбор.
Осторожность в предположениях худшего при планировании доходов понятна. Однако при рассмотрении бюджета комиссии в своих заключениях высказались за увеличение доходной части бюджета. Их тоже можно понять, потому что проблемы, которые ставят избиратели, требуют постоянного увеличения расходов.
На сессии по отчету исполнения бюджета за 1999 год я уже говорил, что каждая статья бюджета – это задание бюджетополучателю, и должен быть отчет за проделанную работу. И на его основе мы должны формулировать следующие бюджетные затраты.
Сама методика оплаты услуг бюджетными организациями построена на принципе роста (наслоения) затрат. Если бы напрямую из бюджета были профинансированы организации, предоставившие услуги, можно было избежать многих накладных расходов. Услуги санэпидслужб финансируются соответствующими статьями смет образовательных учреждений. Школа выступает здесь как посредник, и затраты увеличиваются. Прямое финансирование санэпидслужбы позволило бы сэкономить минимум 15% накладных расходов, которые в целом по бюджету дадут немалую цифру. Это касается водоснабжения, теплоснабжения и других сфер.
Финансовые обязательства государства должны быть приведены в соответствие с его ресурсами. По требованию Бюджетного кодекса необходимо в законе о бюджете на очередной финансовый год указывать перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. Если обеспечено частично, то указывается, в какой части не предусмотрено.
Итак, выводы. Как я уже сказал, бюджет основан на консервативном прогнозе. При благоприятной экономической ситуации есть основания говорить о том, что доходы бюджета могут превысить те показатели, которые предлагает Правительство. И это даст возможность решить те вопросы, которые были поставлены в ходе обсуждения бюджета, но не были учтены.
Чтобы навсегда снять постоянно возникающие вопросы по дополнительным доходам, в сводном заключении Комиссии по бюджетно-финансовым вопросам Кабинету Министров предложено разработать и внести предложения по изменению закона о бюджетном устройстве – с учетом произошедших изменений в законодательстве.
Надеемся, что усложнение формирования бюджета, увеличение роли Федерации в распределении доходов будут лишь стимулом для мобилизации достаточно больших внутренних резервов.