В 2000 году впервые все отрасли промышленности увеличили объемы производства по сравнению с 1999 годом, в том числе легкая промышленность и промышленность строительных материалов, ранее снижавшие объемы производства.
В общем объеме товарного производства значительно увеличился удельный вес машиностроения, сказал докладчик. За два последних года он вырос с 14,9 до 20,6 процента.
Исходя из этого, мы прогнозируем, что в 2001 году сохранится положительная динамика производства. Объем валового регионального продукта составит по прогнозу 228,4 млрд. рублей и возрастет на 4,9% по сравнению с оценкой 2000 года.
Объем промышленного производства в 2001 году по прогнозу составит 220 млрд. рублей (105,0% к оценке 2000 года).
Инфляция прогнозируется на уровне 12% (декабрь к декабрю). В текущем году мы ожидаем инфляцию на уровне 24 процентов.
По-прежнему основная доля финансовых ресурсов формируется за счет нефтяной отрасли. С большой степенью вероятности подобное положение сохранится и в следующем году, поэтому для нас очень важным параметром является цена нефти на мировом рынке, а также объем ее добычи. В проекте бюджета 2001 года объем добычи нефти запланирован несколько выше, чем ожидаемый показатель в текущем году, и составит 27,5 млн. тонн.
Увеличивает объем производства до 26 тысяч грузовых и 36 тысяч легковых автомобилей ОАО “КамАЗ”. Достаточно оптимистичны прогнозы по развитию авиастроения.
Далее С.Когогин, кратко охарактеризовав экономическое развитие республики за последнее десятилетие, дал такой прогноз: через четыре-пять лет мы выйдем на уровень 1990 года по объему производства продукции промышленностью республики.
Основной наш индикатор – уровень жизни населения – в 2000 году вырос по сравнению с 1999 годом с 0,60 до 0,67. Докладчик напомнил, что в нашем плановом задании, определенном системой индикативного управления, именно это значение и было утверждено. То есть мы достигли поставленной на текущий год цели.
Позитивные тенденции произошли в динамике роста реальных денежных доходов населения и прежде всего – реальной заработной платы. На протяжении последнего десятилетия практически ежегодно, за исключением 1996-1997 годов, отмечалось падение реальной заработной платы. И только в текущем году удалось переломить негативную тенденцию. По итогам 2000 года ожидается значительный рост реальной заработной платы, который должен составить 21,7 процента.
Если посмотреть на доходную часть бюджета в базовых ценах 1990 года, можно увидеть, что бюджет 1998-1999 годов был на уровне 70-60% от бюджета 1990 года. Бюджет 2000 года уже существенно выше, то есть нынешний год оказался своего рода переломным практически во всех направлениях социально-экономического развития республики.
Нынешний год особенный. Им заканчивается столетие, тысячелетие и десятилетний период проводимых в республике преобразований. В рассматриваемом сегодня контексте этот год важен еще и тем, что он становится стартовым годом функционирования экономики республики в новых экономических условиях, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Вы знаете, сказал вице-премьер, что доходная часть нашего бюджета, а также объем внутренних инвестиционных ресурсов предприятий реального сектора экономики при этих условиях существенно снижаются. Взяв на себя обязательства по обеспечению уровня жизни населения, который позволит в 2002 году иметь доходы граждан выше черты бедности, а также по созданию условий для выхода на уровень экономической самодостаточности нашим городам, районам, хозяйствующим субъектам, мы должны определить свою политику в области социально-экономического развития на 2001 год и последующие 3-5 лет.
Мы должны найти механизмы, которые позволят задействовать все резервы нашей экономики. От того, насколько эффективно будет выполнена эта работа, будет зависеть уровень развития всех отраслей жизнедеятельности республики, что, в свою очередь, предопределяет уровень ее экономической самодостаточности. Обсуждению этих вопросов, подчеркнул докладчик, я и хотел бы посвятить основную часть сегодняшнего выступления.
Напомню, что с введением в 2000 году системы индикативного управления были заданы темпы достижения уровня социально-экономической самодостаточности по отраслям, видам деятельности, городам и районам республики.
Прежде всего, несколько слов о предварительных результатах по выполнению государственного заказа на управление, определенного Правительством республики для министерств, ведомств, администраций городов и районов на текущий год.
На момент определения плановых заданий число экономически самодостаточных территорий в нашей республике было 11 из 45. Предварительные итоги показывают, что все 45 районов и городов выполнили плановые задания и достигли запланированного им роста доходной части местных бюджетов. Число регионов-доноров возросло на 30%, их стало 14.
По отраслям и видам деятельности плановые задания также в основном выполнены. Предполагается, что в текущем году будет достигнут уровень прогнозных пороговых значений в основном по всем индикаторам, характеризующим уровень жизни населения республики. А по таким важным индикаторам, как уровень регистрируемой безработицы, соотношение средней заработной платы и минимального потребительского бюджета, и ряду других мы несколько превысим заданные параметры. В связи с тем, что на сегодняшний день еще не приняты в последнем чтении законы, регулирующие минимальную заработную плату, по отдельным индикаторам – таким, как соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума, удельный вес социального норматива, применяемого при назначении пособий на детей, в величине прожиточного минимума ребенка, – мы не сможем выйти на запланированный уровень.
Так какие же резервы мы можем задействовать в следующем году для увеличения доходной части бюджета?
Прежде всего, о реальном секторе экономики. Это тот сектор, где происходит генерация капитала. Министерством экономики и промышленности и Центром экономических и социальных исследований в сентябре т.г. во всех районах республики была завершена работа по анализу производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, заметно влияющих на доходную часть бюджета. Результаты работы показали, что более 80% хозяйствующих субъектов могут быть безубыточными. Но для решения этой сложнейшей задачи на многих предприятиях, особенно сельскохозяйственных, необходимо наведение элементарного порядка в учетной дисциплине. Кроме того, мы будем рекомендовать всем предприятиям, а на государственных предприятиях мы это сделаем обязательно, введение международных стандартов управления. Серьезнейшей проблемой является недостаточно высокое качество кадрового потенциала управленцев. Чрезвычайно часто мы сталкивались с ситуацией использования таких мощных инвестиционных ресурсов, как прибыль и амортизационные отчисления, на непроизводственные цели. Серьезным фактором, не позволяющим предприятиям выйти на уровень безубыточности, являются высокие тарифы на коммунальные услуги. Вообще решению проблемы перекрестного субсидирования, препятствующей созданию равных конкурентных условий для всех хозяйствующих субъектов, мы будем придавать особое значение. Это касается отраслей энергетики, связи, коммунальных услуг.
Правительство будет предоставлять государственную поддержку предприятиям, производящим товары-лидеры; предприятиям, подтвердившим свою технологическую, экономическую и управленческую состоятельность; безубыточным предприятиям, увеличившим добавленную стоимость и производящим конкурентоспособную продукцию; разработке информационных технологий, фундаментальным и прикладным научным исследованиям.
Анализ основных показателей предприятий республики, проведенный Госкомстатом, позволил сделать очень важные выводы. Уже достаточно отчетливо наметилась тенденция развития предприятий негосударственного сектора, некоторые из них на порядок увеличили за год величину добавленной стоимости. Выработка на одного работающего на этих предприятиях выше аналогичного показателя многих самых крупных предприятий республики. Это тот сектор, который требует бережного отношения со стороны государства, и анализу положительных результатов в этом секторе мы посвятим ближайшее совещание с руководителями предприятий.
С.Когогин заверил: для развития предпринимательства государство “уйдет” из отраслей легкой, пищевой, перерабатывающей промышленности, торговли, бытовых услуг.
Основным механизмом регулирования отношений в сфере экономики станет система индикативного управления. Ее элементы будут развиваться.
Изменения межбюджетных отношений между Федерацией и республикой жестко ограничивают возможности в господдержке внутренних товаропроизводителей. Поэтому в среднесрочной перспективе мы все же ориентируемся на саморазвитие предприятий, на создание таких условий, которые будут стимулировать их, повышать собственную конкурентоспособность и больше вкладывать в расширение производства.
Далее вице-премьер кратко охарактеризовал положение дел в отраслях, финансируемых из бюджетных ресурсов.
В ближайшее время, сказал он, мы внесем предложения по установлению социальных государственных гарантий, обеспеченных финансовыми ресурсами по видам социальных услуг по всем отраслям социальной сферы. Подготовлены предложения по изменению принципов определения структуры бюджета, имея в виду взаимосвязь расходов на социальную сферу с величиной заработной платы, которая должна быть такой, что отчисления с нее были бы достаточны для покрытия этих расходов. Среднемесячная заработная плата в 2001 году, определенная на уровне 2600 рублей, является предельным минимальным уровнем. Нам нужно выходить на уровень 3000 рублей, и резервы для этого в экономике есть. В таком случае нам удастся начать развитие небюджетных направлений здравоохранения, образования, социальной помощи. Подчеркиваю, только начать развитие, поскольку у нас этот процесс находится лишь в зачаточном состоянии. Поэтому главная задача – планомерное увеличение доходной части бюджета до уровня, достаточного для реализации важнейших функций государства – обеспечения основных государственных социальных гарантий и социально-экономического выравнивания районов республики, а также повышения доходов населения, и прежде всего основной их составляющей – заработной платы.
Большие резервы имеются в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Нужно задействовать, прежде всего, новые экономические схемы хозяйствования, которые должны понизить расходы, в частности, за счет внутрикорпоративного НДС, изменения подходов к строительной индустрии в целом, применения новых строительных материалов, энергосберегающих технологий, приборов учета и т.д. Принципиального изменения требует система управления в отрасли. В частности, в самое ближайшее время необходимо принять решение по разделению функций управления и собственно хозяйственной деятельности. Мы должны вывести отрасль на самоокупаемость в 2002 году, а это означает, что доходов потребителей, и главным образом населения, должно быть достаточно для оплаты услуг отрасли. При этом, естественно, должен проводиться аудит производственно-хозяйственной деятельности в этой отрасли с целью оптимизации экономических и технологических схем.
Важным направлением работы должна стать и оптимизация государственных расходов. Речь идет прежде всего о расходах на реализацию целевых республиканских программ.
Немаловажным стратегическим преимуществом, позволяющим производить конкурентоспособную продукцию, является кадровый потенциал. Инвестиции в образование, в научные исследования, отметил С.Когогин, определены нами как приоритетные направления на ближайшие 5 лет. Недавно на экономическом совете Министерства экономики и промышленности РТ был обсужден проект Программы развития науки на 2000-2005 годы, разработанный в соответствии с посланием Президента РТ Государственному Совету РТ на 2000 год. В отличие от предыдущих лет программа разработана в соответствии с определенными приоритетами развития республики. В ближайшее время она будет обсуждена на Республиканской межведомственной комиссии по экономическим и социальным реформам. В проекте бюджета заложено финансирование научных и прикладных исследований. Оно выше, чем в бюджете предыдущих лет, и впервые эту программу мы рассматривали как государственный заказ на фундаментальные и прикладные научные исследования. Научная общественность будет привлекаться к решению всех важнейших задач, об этом мы договорились с Академией наук, учеными наших вузов и научно-исследовательских институтов.
В части развития инвестиционной деятельности в отрасли образования в самое ближайшее время будет внесено предложение по созданию в республике единого центра ответственности за комплексную систему образования. Это позволит нам скоординировать свои действия и более эффективно использовать финансовые, материальные и кадровые ресурсы. Наши выпускники системы образования должны иметь образование, подтвержденное дипломами, признаваемыми странами мирового сообщества.
В заключение докладчик сказал: при разработке прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 2001 год мы ориентировались на продолжение создания в республике социально-ориентированной рыночной экономики с устойчивым типом роста за счет высокой добавленной стоимости товаров и услуг при активной регулирующей роли государства.
Стратегической целью социально-экономической политики Татарстана на 2001 год является реализация мер по повышению качества жизни людей за счет роста их реальных доходов, совершенствования системы социальных гарантий, осуществления республиканских социальных программ.
У нас для этого есть все ресурсы: природные, кадровые, управленческие, финансовые, духовные, что является гарантией того, что мы достигнем поставленной цели.