«Дорожная карта» для нефтегазового комплекса

Однажды Джон Рокфеллер, американский предприниматель и миллиардер, сказал: «Не надо бояться больших расходов… Надо бояться маленьких доходов». Не секрет, что основным источником доходов для нашего федерального бюджета являются поступления от нефтегазового сектора, их доля в доходной части составляет 52 процента.

information_items_10124826

Однажды Джон Рокфеллер, американский предприниматель и миллиардер, сказал: «Не надо бояться больших расходов… Надо бояться маленьких доходов».

Не секрет, что основным источником доходов для нашего федерального бюджета являются поступления от нефтегазового сектора, их доля в доходной части составляет 52 процента. Несомненно, наличие в стране значительных запасов нефтегазового сырья – наше конкурентное преимущество, а нефтегазовый комплекс остается «становым хребтом» экономики России. Но необходимо помнить мудрую поговорку: «Не храните яйца в одной корзине». Поэтому для большей устойчивости финансовой системы и экономики страны в целом крайне необходимо создавать еще несколько мощных опорных точек. Нельзя делать упор лишь на один сектор, тем более что он сильно зависит от конъюнктуры внешнего рынка, что наглядно продемонстрировал декабрь 2014 года.

Много говорилось о необходимости отхода России от экспортно-сырьевой ориентации, переходе к инновационной экономике, о глубокой переработке нефтегазового сырья. Именно при ней обеспечивается существенный рост налоговой базы в стране. Каждый передел создает добавленную стоимость, и она тем больше, чем больше глубина переработки.

Тема ухода от сырьевой ориентации нашей экономики актуальна, вновь говорить об этом заставляет то обстоятельство, что за последние десять лет доля нефтегазовых доходов федерального бюджета выросла с 42 до 52 процентов, а не наоборот, как следовало бы ожидать.

При понимании сути этой задачи, при желании решать ее, недостижение должных результатов указывает на отсутствие детально проработанной в данном направлении «дорожной» карты.

Парадоксально, но при богатейших ресурсах углеводородного сырья нефтехимические предприятия Поволжского и Уральского регионов работают в неполную мощность из-за его нехватки. После аварии в 1989 году на продуктопроводе Западная Сибирь – Урал – Поволжье работа по проекту воссоздания транспортировки газового сырья из Западной Сибири на перерабатывающие предприятия Татарстана, Башкортостана и Самарской области, несмотря на все усилия заинтересованных сторон, до сих пор не получает должной государственной поддержки.

В части отхода от сырьевой ориентации делается немало. С 2011 года в нашей стране перерабатывается более половины объема добываемой нефти. В прошлом году на переработку внутри страны ее поставлено 56 процентов. Валовая добавленная стоимость в химическом производстве РФ возросла за десять лет в 3,5 раза. В Татарстане завершено строительство первой очереди нефтехимического комплекса ТАНЕКО, что удвоило объемы переработки «черного золота» в республике. Ощутимой федеральной поддержкой при этом стало финансирование объектов инфраструктуры за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. В этом году в республике завершается строительство завода по производству аммиака, метанола и карбамида из природного газа.

В конце 2016 – начале 2017 года группа компаний ТАИФ завершит строительство комплекса по переработке тяжелых остатков нефти. Комплекс уникален даже по мировым стандартам. Существует пропорция: из тонны нефти выход светлых нефтепродуктов составляет около 720 кг, технология переработки нефти, предусмотренная на комплексе, позволит получать 980 кг светлых нефтепродуктов экологического стандарта ЕВРО-5. При этом надо отметить, что будет перерабатываться высокосернистая нефть. В данном строительстве участвуют ведущие фирмы США, Англии, Японии, Германии и Италии.

Опыт нашей республики показывает, что резервы здесь огромны. В Татарстане делается ставка на кластерное развитие. Есть понимание, что кластер – это не только группы предприятий в рамках отдельных отраслей, но и интеграция последних. Так, вокруг наших крупных нефтехимических комплексов наращивается группа малых предприятий по дальнейшей переработке химической продукции с выходом на готовые изделия, вокруг автопрома – группа поставщиков комплектующих изделий. Будучи внутри кластера автопрома, поставщики, производящие пластмассовые, резиновые и другие компоненты автомобиля, являются связующим звеном между нефтехимическим и автопромышленным кластерами. Таким образом, кластерный подход позволяет повысить эффективность использования ресурсов, плотность хозяйственных взаимосвязей, увеличить объем добавленной стоимости, создаваемой внутри республики, и достичь существенного мультипликативного эффекта.

 
Парадоксально, но при богатейших ресурсах углеводородного сырья нефтехимические предприятия Поволжского и Уральского регионов работают в неполную мощность из-за его нехватки.


Евгений ГРИШИН, заслуженный экономист Республики Татарстан

Огромной перспективой для химической промышленности страны стало бы развитие газохимии. Доля газа, используемого в стране в качестве химического сырья, не превышает 3,5 процента от объема добычи. Если вспомнить историю, то бурный рост химической промышленности в 70-е годы прошлого века вывел нашу страну на передовые позиции в мире. Большая заслуга в этом Леонида Костандова, министра химической промышленности СССР с 1965 по 1980 год, столетие со дня рождения которого мы будем скоро отмечать. При нем наша страна вышла на первое место в Европе и на второе место в мире по объему производства химической продукции. А по производству синтетического каучука и удобрений мы были мировым лидером. В то время за счет синергетического эффекта сильный импульс для развития получили машиностроение, энергетика, строительство, легкая промышленность. Несомненно, производство химической продукции на основе глубоких переделов и сейчас способно стать локомотивом для экономики. Задачу по отходу от сырьевой ее ориентации еще никто не снимал с повестки дня. Наверное, имеет смысл воссоздать Министерство химической промышленности в РФ для координации работ по реализации данной задачи.

Тема эта не нова. В 1877 году наш известный ученый Д.И.Менделеев опубликовал книгу «Нефтяная промышленность в Северо-Американском штате Пенсильвании и на Кавказе». В ней он отмечал положительный опыт по этому направлению в Америке. Ученый писал: «Господа московские и всякие прочие русские капиталисты! Пустите ли вы французов, немцев, шведов, англичан и американцев эксплуатировать и это русское богатство и нажить на нем хороший барыш или сами догадаетесь взять его?.. Покажите миру хоть на этом деле, что можете сами справиться со своим богатством, когда дана вам широкая свобода и есть русский пример. Вам, господа русские капиталисты, предстоит осветить и смазать Россию и Европу, разделить эту службу с Америкой да по пути превратить четырехкопеечный продукт в пятирублевый».

Конечно же, здесь потребуется значительный объем капвложений, но государство посредством мер стимулирования инвестиций, партнерства с бизнесом многое может сделать, благо, имеется богатый инструментарий (налоговые, таможенные, тарифные преференции, субсидирование и т.д.). Это позволит повысить рентабельность работы предприятий. Кстати, у коммерческих банков страны есть средства для кредитования, но банки не выделяют их именно потому, что у многих предприятий рентабельность невысокая. И, конечно же, нужны меры по стимулированию спроса на химическую продукцию, при этом заработает вся цепочка. Потенциал внутреннего рынка огромен, а высокий уровень импорта химической продукции (более 30 процентов, а по отдельным продуктам – более 80, что зачастую находится за гранью экономической безопасности) указывает на существенный резерв развития.

Наряду с системными мерами по улучшению инвестиционного климата необходимо задействовать такую форму работы, как публикация инвестиционной декларации РФ. Это особенно важно в ситуации, когда идут процессы по амнистии капитала. Если делается первый шаг, то вполне логичен второй. Государство должно предложить инвесторам направления потенциальных инвестиций, проинформировать о том, какие отрасли будут стимулироваться.

Надо отметить, что процессы предоставления поддержки со стороны государства проходят весьма сложно. Хорошо знаю, какие заключения пишет по этому поводу Министерство финансов. Сам работал в финансовой системе, и тоже приходилось готовить письма о выпадающих доходах бюджета. Но мне также посчастливилось работать помощником по экономическим вопросам сначала у Рустама Нургалиевича Минниханова в бытность его Премьер-министром Татарстана, затем у первого Президента РТ Минтимера Шариповича Шаймиева. Был представителем республики в советах директоров ОАО «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим» и ряда других акционерных обществ. Кстати, представительство государства в советах директоров предприятий с государственной долей – очень полезный инструмент. Знаете ли, он как-то очень хорошо «приземляет», лучше понимаешь нужды товаропроизводителей.

Например, одно время была практика, когда на новых и на старых, уже выработанных месторождениях с тонны нефти налог взимался одинаковый. У нас в республике, например, средний дебит одной скважины составлял в 2004 году до 4 тонн, а новые скважины в Западной Сибири фонтанировали с дебитом 20 тонн и выше. Такое налогообложение приводило к тому, что наши скважины становились нерентабельными. В перспективе – потеря десятка тысяч рабочих мест. А самое главное, данная система приучала нефтяников всей страны «снимать сливки» и не разрабатывать малодебитные месторождения.

Долго убеждали федеральные структуры в необходимости индивидуального подхода к месторождениям в зависимости от их выработанности, но безуспешно. В эту работу включился М.Ш.Шаймиев. В «Российской газете» была опубликована его статья по данной проблеме с развернутой аргументацией. 

На всю эту эпопею ушло два года, в итоге удалось отстоять предложения республики. Если уж быть до конца последовательными, то уместно проработать вопрос о дифференциации налогообложения в зависимости от качества добываемой нефти. Так, наша высокосернистая нефть весьма «агрессивна» к нефтепроводам и технологическому оборудованию, что, естественно, требует дополнительных затрат.

Отметим также: там, где крупным компаниям невыгодно разрабатывать мелкие, разбросанные месторождения, в том числе с трудноизвлекаемыми запасами, у нас в республике работают 33 малые нефтяные компании. На них приходится уже 21 процент всей добычи нефти в Татарстане, и ежегодно эта доля увеличивается.

А теперь коротко о проблеме, которая, на мой взгляд, вытекает из наличия в нашей стране предприятий-монополистов. Конечно же, имеется историческая склонность нашей экономики к крупным формам хозяйствования, причем здесь «первую скрипку» играют предприятия ТЭК. Основной негативный момент в монополизме – слабая конкурентная среда в экономике. Новым компаниям чрезвычайно сложно выходить на существующие рынки. Наблюдается и переток рабочей силы на предприятия-монополисты. А ведь только в конкурентной борьбе востребованы инновации (чтобы опережать соперников), это чрезвычайно важный посыл. При существующей ситуации монополиям не очень-то нужны инновации. Получить дополнительную прибыль или сократить свои издержки они могут, применив административный ресурс, которым обладают в силу своего особого положения.

Насаждать инновации, используя только властные полномочия, – чрезвычайно тернистый путь. Нужно создавать в экономике условия, при которых сформируется потребность в инновациях. И, конечно же, для создания инновационной экономики нужны генераторы инноваций, или, как верно говорят, человеческий капитал. При этом инвестиции в него являются главным условием формирования инновационной экономики. Под самое пристальное внимание должна быть взята вся цепочка по сопровождению талантливой молодежи со школьной скамьи до высшего учебного заведения и на начальном этапе работы в лаборатории. Без этого история с нобелевскими лауреатами – нашими бывшими соотечественниками Андреем Геймом, Константином Новоселовым, Алексеем Абрикосовым – будет повторяться вновь и вновь.

Евгений ГРИШИН,
депутат Государственной Думы, заслуженный
экономист Республики Татарстан

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще