В минувшую пятницу врио Президента РТ Рустам Минниханов принял участие в годовом общем собрании акционеров ОАО «КамАЗ». Оно состоялось на площадке IТпарка в Набережных Челнах. В собрании также участвовали глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов, представители республиканских министерств и ведомств.
Обращаясь к собравшимся, Рустам Минниханов отметил, что прошлый год был напряженным как для республики, так и для акционерного общества. Рынок грузовиков в России упал практически на треть. Но огромные усилия корпорации «Ростех» и совета директоров предприятия позволили КамАЗу справиться со сложившейся ситуацией лучше остальных участников рынка: было продано 38,8 тыс. автомобилей, выручка составила 104,4 млрд рублей.
В существующих условиях одна из главнейших задач – развитие экспортного потенциала, считает врио Президента РТ. Необходимо усилить присутствие компании в Северной Африке, и прежде всего в Египте, а также в Латинской Америке, в странах СНГ, в том числе и по линии оборонных ведомств этих государств.
Безусловно, в такой ситуации серьезную поддержку предприятию оказывает федеральный центр, подчеркнул Рустам Минниханов. Он сообщил, что Председателем Правительства РФ подписано специальное постановление о предоставлении госгарантий на 35 млрд рублей на 15 лет. «Это поможет воплотить в жизнь инвестиционную программу КамАЗа», – добавил врио Президента. Он напомнил, что в республике реализуется ряд программ государственной поддержки. Это программы утилизации, субсидирования газомоторной техники, а также собственная республиканская программа ее льготного лизинга.
В ближайшей перспективе большая часть транспорта республики в общественном секторе, сельском хозяйстве и ЖКХ будет переведена на газовое топливо, заявил Рустам Минниханов. По его словам, КамАЗ также прилагает усилия для развития этого направления и продвижения на рынок. В частности, в рамках визита председателя правления Газпрома Алексея Миллера открыто новое производство, подписано соответствующее соглашение. «Нужно и далее развивать производство автомобилей и автобусов, работающих на природном газе, обеспечить полную ритмичную загрузку завода», – подчеркнул лидер Татарстана, сообщает пресс-служба Президента РТ.
Поставку продукции Министерству обороны Рустам Минниханов назвал одним из центральных направлений деятельности компании. «Мы благодарны Министерству обороны за обеспечение ритмичного финансирования гособоронзаказа. Уверен, мы и в дальнейшем будем отстаивать интересы КамАЗа в масштабах страны и продвигать его на мировые рынки», – добавил врио Президента РТ.
КамАЗ не сворачивает свои инвестиции в НИОКР, отметил Рустам Минниханов, происходит дальнейшее развитие проектов электробуса, беспилотных большегрузов. Инвестиции в реинжиниринг автопроизводства не должны останавливаться, только такой подход позволит КамАЗу укрепить свои лидерские позиции, подчеркнул он.
По словам Сергея Когогина, на деятельность КамАЗа в 2014 году оказывали влияние два ключевых фактора. Первый – начало реализации масштабного проекта модернизации производства и, как следствие, выведение на рынок нового модельного ряда. Второй – экономическая ситуация в стране, вызванная как внешними, так и внутренними проблемами.
«Общее снижение экономики страны, прекращение прежних и отсутствие новых крупных инфраструктурных проектов, отсутствие бизнес-уверенности вследствие обостренной геополитической обстановки и введения санкций привели к тому, что падение рынка грузовиков в 2014 году (по данным регистрации) составило 28 процентов по сравнению с 2013 годом», – констатировал гендиректор КамАЗа.
«Несмотря на то, что в отношении КамАЗа не было введено никаких ограничений, мы постоянно находились под угрозой срыва поставок комплектующих и технологий, – заявил он. – Благодаря усилиям менеджмента компании нам удалось не допустить остановки производства и убедить партнеров в продолжении сотрудничества как в области поставок, так и в программах модернизации».
Как отметил Сергей Когогин, кризис дал дополнительный импульс поиску наиболее эффективных решений технического перевооружения КамАЗа и приемлемых схем инвестирования. Несмотря на все сложности, проект реинжиниринга автопроизводства был продолжен и оптимизирован в соответствии с текущей ситуацией и прогнозами на ближайшее будущее. Конечная цель проекта – создание компактного, энергоэффективного, гибкого, высокотехнологичного производства – остается приоритетной для КамАЗа вне зависимости от складывающихся сейчас обстоятельств, подчеркнул докладчик.