Нужны уроки толерантности

Сосуществование разных верований, культур в одном государстве при межконфессиональном и межэтническом понимании должно стать жизненным принципом прежде всего сегодняшнего поколения молодых людей. С этим не поспоришь. Но легко сказать – должно. Основой такого понимания может стать только воспитание толерантности, всеобщее религиозное просвещение, и чем раньше начнется этот процесс, тем лучше.

Автор статьи: Ирина МУШКИНА

Сосуществование разных верований, культур в одном государстве при межконфессиональном и межэтническом понимании должно стать жизненным принципом прежде всего сегодняшнего поколения молодых людей. С этим не поспоришь. Но легко сказать – должно. Основой такого понимания может стать только воспитание толерантности, всеобщее религиозное просвещение, и чем раньше начнется этот процесс, тем лучше.

«Роль исламского компонента в воспитании толерантности и веротерпимости» – эту тему предметно обсудили в Казанском институте финансов, экономики и информатики при поддержке республиканского Центра подготовки кадров и Научно-исследовательского исламского центра (НИИЦ). За круглым столом собрались студенты и преподаватели вуза, представители научного сообщества из российских городов, специалисты по кадровой политике. Приехал из Москвы и профессор философии, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Тауфик Ибрагим.

«Ислам – великая цивилизация, великая религия, которая призывает людей быть носителями высоких духовных, моральных и этических ценностей. К сожалению, радикалы многое толкуют на свой лад, причем с прицелом на молодежную среду. Вот почему важно, чтобы у молодого человека было устойчивое понимание сути вещей. Главная проблема – это недостаток информации об исламе или его совершенно утрированное понимание. Между тем перед нашим обществом стоит задача внедрить в сознание молодежи позитивную суть традиционного ислама, в котором нет ни экстремизма, ни жестких ограничений в развитии личности, – сказала ректор института Альбина Салихова. – Надо вернуться к первоисточникам, переосмыслить переводы Корана. Тогда представителям нетрадиционного ислама места в информационном поле просто не останется!»

По словам Тауфика Ибрагима, сейчас наблюдается некая подмена понятий: люди увлекаются религиозной атрибутикой, но забывают про духовность. В презентованной им книге «Коранический гуманизм» (этот труд ученого посвящен, если можно так сказать, научному разбору положений Корана) подтверждается суть таких основных его постулатов, как творить добро, заниматься созидательным трудом, беречь и любить друг друга, жить в согласии. В сущности, эти заповеди характерны и для других религиозных конфессий и течений. Сложную тему Тауфик Ибрагим довел до слушателей доступным языком, приводя жизненные примеры и попутно отвечая на вопросы аудитории.

Говоря о самой упоминаемой сегодня группировке «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), попирающей базовые постулаты ислама, ученый напомнил, что под это вредное влияние попадают и молодые люди из России. Идеологи ИГИЛ проповедуют салафизм, причем в крайне радикальном проявлении: не принимающий его является вероотступником, которого нужно уничтожить.

«Такое „прочтение“ постулатов Корана крайне неверно, – считает Тауфик Ибрагим. – Ислам учит, что самый богоугодный человек тот, который делает больше добра другим. Именно об этом и нужно говорить молодым!»

«Мусульманам Поволжья радикальные течения ислама всегда были чужды. На протяжении веков татары и другие народы мирно сосуществовали на одной территории, уважая культуру, язык и религию друг друга. Это и есть образец высокой конфессиональной культуры», – заявил старший преподаватель Казанского национального исследовательского технологического университета Рамиль Кадыров.

Тема круглого стола побудила многих его участников к доверительному разговору о том, что одинаково близко любому из нас, независимо от конфессиональной принадлежности, возраста и социального статуса. О нравственных ценностях, поиске своего места в жизни, сложном пути к вере, о гуманизме, терпимости по отношению к близким и «дальним» людям, их образу жизни и мышления.

Доцент Института развития образования из Кирова Людмила Тетерятникова и директор НИИЦ Фарид Билалов привели примеры того, какую большую роль в воспитании толерантности и веротерпимости играют семья и школа. В самостоятельный мир молодого человека следует выпускать с позитивной жизненной установкой, психологически подготовленным к «взрослым» трудностям. Что крайне важно – умеющего разбираться в категориях добра и зла. «Без этих качеств человек, причем вполне миролюбивый, может стать легкой добычей идеологов от экстремизма», – отметила старший преподаватель КИФЭИ Диляра Невмержицкая.

По результатам социологического опроса, проведенного среди молодежи республики, большинство респондентов не смогли четко определить, как они понимают сам термин «экстремизм» и его проявления. Очевидно, тему профилактики экстремизма и терроризма необходимо включить в обязательную программу учебно-воспитательной работы вузов и техникумов, заявили представители научно-образовательного сообщества.

В современном обществе людям свойственны разные воззрения и интересы. В этой связи основой цивилизованных отношений становятся, как это ни банально звучит, взаимное уважение, умение прощать, ценить разнообразие культур, которое нас окружает. Особенно это важно сейчас, когда мы переживаем период радикальных трансформаций, переоценки ценностей и расслоения общества, резюмировали участники круглого стола.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще