И это – постулат. Однако нынешнее положение отечественных заводов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Недавно на круглом столе в казанском технополисе «Химград», организованном региональным отделением Общероссийского народного фронта (ОНФ), руководители предприятий не только озвучили сегодняшние болевые точки промышленности, но и выдвинули свои предложения по устранению проблем. Свои тезисы производственники республики намерены донести до Президента России 8 июня в Москве, на всероссийской промышленной конференции «Страна живет, когда работают заводы».
ПОВАЛЬНОГО ОБРУШЕНИЯ НЕ ПРОИЗОШЛО. НО…
Предвидя назревающую полемику, президент Ассоциации предприятий и предпринимателей (АПП) РТ, сопредседатель регионального штаба ОНФ Александр Лаврентьев заявил: «Конечно, падение объемов производства и в России, и в Татарстане налицо, однако оно не столь критично по сравнению с предыдущими волнами финансово-экономических кризисов 1998 и 2008 годов. И повального обрушения экономики, что предвещали отечественные и зарубежные эксперты, не произошло».
Из выступлений заместителя министра промышленности и торговли Алмаза Хусаинова и заместителя министра экономики Булата Хазиахметова следовало, что в народном хозяйстве Татарстана в целом все не так уж плохо, поскольку развитие реального сектора экономики – один из основных приоритетов федеральной и региональной власти. К примеру, в республике, несмотря на непростую экономическую ситуацию, регулярно запускаются новые производства.
Чиновники напомнили, что в рамках антикризисного плана в марте нынешнего года было принято постановление №214, в соответствии с которым более двадцати татарстанских предприятий вошли в федеральные программы государственной поддержки. КамАЗ, ЕлАЗ, «Нэфис Косметикс», «Спартак», «Завод имени Серго» и ряд других смогут получить субсидии на возмещение затрат по кредитам и текущую производственную деятельность.
Кроме того, федеральный Фонд развития промышленности предлагает производственникам брать займы на пять лет под пять процентов годовых – остальное субсидируется государством. Правда, в масштабах страны на это выделено всего 20 млрд рублей вместо требуемых 300 миллиардов. И, по словам Алмаза Хусаинова, пока ни одно предприятие нашей республики не вошло в эту программу.
Ежегодно утверждается инвестиционный меморандум РТ, определяющий приоритетные программы, реализуемые в республике. На сегодня в него включены более двухсот проектов общей стоимостью свыше одного триллиона рублей. Все они, как уверяет Булат Хазиахметов, получают господдержку в той или иной форме. Кроме того, на рассмотрении в Минпромторге РФ сегодня находятся 120 производственных программ татарстанских предприятий. Кому из них в итоге будет оказана помощь, пока не ясно.
ДЕНЬГИ РЕШАЮТ ВСЕ
– Мы как заклинание повторяем слово «импортозамещение», – говорит Александр Лаврентьев. – Однако, чтобы по этому направлению выполнить все мероприятия, предлагаемые промышленным и аграрным комплексами страны, потребуется свыше полутора триллионов рублей инвестиций. Колоссальная цифра! Государство в одиночку это дело не потянет. Многое будет зависеть от самих предприятий, использующих импортные продукты. Например, химическая промышленность Татарстана сегодня работает практически полностью на импортных технологиях, оборудовании, материалах. Наши научные сообщества занимались различными изысканиями, получая на это определенные гранты. Но того, в чем конкретно нуждаются предприятия химической отрасли – катализаторов, субстанций, другой продукции, – так и не создано.
Все участники круглого стола были едины в том, что прежде всего российской экономике необходимы деньги. Президент России Владимир Путин в декабре прошлого года в своем Послании Федеральному Собранию впервые публично заявил, что Банку России необходимо заниматься не только мониторингом инфляции, что законодательно за ним закреплено, но и вопросами стимулирования рынка, занятости населения. Чем, впрочем, озабочены все центральные банки других стран. Причем деньги, которые необходимо направлять в промышленность, должны быть «мечеными» – идти на реализацию конкретных программ.
К примеру, Федеральная резервная система США, выполняющая функции центрального банка, с кризисного 2008 года осуществляла вливание огромных средств в экономику своей страны. В итоге она восстановилась и динамично развивается. Сейчас таким же путем идет Европейский центробанк.
– У нас этого нет, и как дальше будет развиваться наша экономика – мы не знаем, – сетует президент АПП. – Промышленные предприятия (кроме сырьевых) сами себя инвестировать не в состоянии – их рентабельность составляет всего пять – восемь процентов. Минфин и Центробанк России должны выработать определенные меры, чтобы у промышленников появились деньги. У любой страны есть валовой внутренний продукт (это то, что она производит) и денежная масса, которая запущена в наличный и безналичный оборот. Так вот, в США один доллар ВВП соответствует одному доллару денежной массы, в Англии это соотношение – один к двум, в Китае – такая же картина. А в Российской Федерации на один рубль ВВП приходится всего лишь 46 копеек денежной массы.
НУЖНЫ РАВНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ВСЕХ!
Генеральный директор зеленодольского объединения «Завод имени Серго» (ПОЗИС), председатель регионального отделения Союза машиностроителей России Радик Хасанов затронул проблемы, которые сейчас стали особенно актуальными для предприятий ОПК:
Александр ЛАВРЕНТЬЕВ, президент Ассоциации предприятий
и предпринимателей РТ, сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта
– Из-за того, что в последнее время по Роскосмосу возникли вопросы, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, подготовлены изменения в Федеральный закон №275 «О государственном оборонном заказе». К примеру, по каждому контракту на конкретное изделие нужно будет открыть отдельный счет в уполномоченных банках, а количество этих изделий, скажем, на авиационном или судостроительном заводе может достигать пятидесяти тысяч! Для высокотехнологичного предприятия ОПК – это смерти подобно… Данный законопроект уже прошел первое чтение 20 мая, планируется, что он вступит в силу уже с 1 июля.
Радик Хасанов также заметил, что компании, которые работают в особых экономических зонах, технопарках – таких как ОЭЗ «Алабуга», КИП «Мастер» и других, – имеют значительные налоговые и прочие льготы. Их, по мнению гендиректора, следует предоставить и предприятиям, существующим в обычных условиях на территории Татарстана и выпускающим аналогичную продукцию – полиэтиленовые трубы, холодильники и так далее. Такие преференции позволят им инвестировать в инновации. Сегодня все должны быть в равных условиях.
ПРЕДПРИЯТИЯ РАБОТАЮТ НА БАНКИ
Генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин, да и другие руководители предприятий, убеждены, что в настоящее время заводы работают в основном на банки.
– При сегодняшних условиях по кредитам, высоких процентных ставках производство не может получать прибыль. У большого бизнеса, если, конечно, у него рентабельность 25–30 процентов, еще есть шанс на выживание, а о малом говорить не приходится, – уверен корифей нефтехимической отрасли Татарстана. – По этой причине даже в поддерживаемых государством технополисе «Химград» и ОЭЗ «Алабуга» многие проекты «застряли». Так что основная задача, которую нужно срочно решать, – это послабления по кредитам. Из-за нехватки денежных ресурсов с предприятиями рассчитываются за выполненную работу через 90–120, а в отдельных случаях – через 180 дней после ее сдачи. Это безобразие!
Говоря о массовом банкротстве российских предприятий, Рафинат Яруллин вспомнил, как в свое время в стране загубили биотехнологии и производство углепластика, позволив вывезти за рубеж заводы, которые изготавливали кормовой белок. Чтобы подобное не повторилось, сейчас надо помогать предприятиям, которые дошли до критического состояния, а не банкротить их. Должен быть создан институт их поддержки.
– Президент Рустам Минниханов дал команду не доводить предприятия до такого состояния, – ответил модератор круглого стола Александр Лаврентьев. – Профильные министерства должны следить за балансовой отчетностью компаний, по которой видно, что с ними происходит. И упомянутый вами институт мы обязательно должны создать в нашей республике.
ВСПОМНИЛИ О СКОРОСТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
Руководитель аналитической службы КамАЗа Борис Морозов констатировал, что российский рынок грузовиков просел на 60 процентов. У КамАЗа показатель на десять процентов меньше, но камскому автогиганту от этого не легче.
– Разговоры о налогах, тарифах, кредитах при том денежном дефиците, который сегодня имеем, едва ли продуктивны, – заметил он. – А вот об опыте, который страна имела, полезно вспомнить. Кто-нибудь сталкивался со скоростным проектированием, разработанным выдающимся советским конструктором артиллерийского вооружения Василием Грабиным еще в 1940 году? Во многом благодаря его методу была выиграна Великая Отечественная война. Этот инженер сумел в 14 раз увеличить производство пушек, когда все мужчины ушли на фронт, а у станков стояли только женщины и дети, потому что успел до начала войны внедрить скоростное проектирование. Известно, что на 22 июня 1941 года Сталиным было назначено совещание, на котором эту технологию должны были провозгласить обязательной для всех отраслей страны. Но Гитлер помешал…
Прошла эпоха. В Татарстане внедряют бережливое производство, которое, по мнению Бориса Морозова, пока дает несущественный эффект. Недавно в Перми провели первый в России конгресс по быстрореагирующему производству. При этом в США прошел уже 20-й такой конгресс, в Европе – 13-й. Мы опять запаздываем, хотя на самом деле родитель скоростных процессов – это военная промышленность Советского Союза. И сейчас надо возвращаться к таким технологиям. Но опять-таки на это нужны деньги, которых не хватает.
– Генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин был в Центробанке. Ему сказали: «Мы вам дали 600 млрд рублей, чего вы еще от нас хотите?» Но это крохи, – привел пример Борис Морозов.
– Представитель КамАЗа говорит, что этой компании 600 млрд рублей поддержки не хватает, а вот по итогам первого квартала текущего года «Нэфис Косметикс» получил от государства всего 28 млн рублей, хотя тоже входит в перечень особо значимых для экономики страны предприятий, – отреагировал на эти слова заместитель главы Минпромторга Алмаз Хусаинов. – К сожалению, промышленники не проявляют в какой-то мере агрессивности для получения большего бонуса от государства. Инструменты есть и для их поддержки, и для получения инвестиций. Но этого нужно добиваться.