О долгах потребителей за поставленные услуги, необходимости перехода на оплату по фактическому потреблению ресурсов, бесхозных тепловых сетях и других проблемах говорило руководство ОАО «Генерирующая компания» в среду на пресс-конференции, посвященной итогам прошедшего отопительного сезона и подготовке к предстоящему.
Глава Генерирующей компании Раузил Хазиев выделил две главные проблемы, стоящие сегодня перед предприятием. В Казани существует множество бесхозных тепловых сетей общей протяженностью в 30–40 километров, и в случае аварии на этих участках зимой компания вынуждена долго выявлять собственника, а затем, если не найдет его, делать ремонт собственными силами. Сейчас идет процесс закрепления за Генерирующей компанией всех подобных проблемных участков.
Кроме того, по словам Раузила Хазиева, в Казани и Нижнекамске существует очень непонятная и сложная для жителей система расчета оплаты за отопление, когда за основу берется потребление предыдущего года, разбивается на двенадцать частей по количеству месяцев, а в конце отопительного сезона многие потребители вынуждены за отопление доплачивать. Такая система расчета, по словам руководителя компании, вызывает только рост социального напряжения.
С июня 2016 года решением Правительства России расчеты с населением будут вестись только по фактическому потреблению, то есть совершенно прозрачно – по показаниям приборов учета на каждом конкретном доме. Но руководство Генерирующей компании предлагает исполкомам Казани и Нижнекамска перейти на такую простую и прозрачную схему уже нынешним летом, чтобы сгладить для населения первые месяцы перехода, когда платежи должны значительно возрасти. Теперь дело за руководителями исполкомов двух городов.
Если говорить о прошедшем отопительном сезоне, то всего за это время Генерирующей компанией поставлено ресурсов на сумму 13,6 млрд рублей. В ходе сезона произошло тридцать аварий, однако все они были устранены предприятием в нормативные сроки.
В разговоре с журналистами была поднята и проблема долгов за потребленную теплоэнергию – сегодня они составляют 2,9 млрд рублей. По словам Раузила Хазиева, эти деньги можно было бы по-
тратить на подготовку к зиме, модернизацию оборудования, рассчитаться за потребляемый компанией газ. Однако сегодня предприятие вынуждено даже иногда задерживать платежи за него. Кроме того, чтобы резко снизить число аварий, например, в Казани, необходимо ежегодно менять по 80 километров теплосетей, и окончательный результат при таких темпах будет достигнут к 2025 году. Но из-за нехватки средств пока ежегодно удается менять лишь по 50 – 60 километров сетей.
Сегодня в судах находится 36 исков к должникам.
– Это нормальная рабочая ситуация, учитывая, что компания обслуживает более пяти тысяч потребителей. Но все должны четко осознавать: деньги с должников мы все равно взыщем, применив для этого все возможности, – заявил Раузил Хазиев.
По словам заместителя генерального директора Генерирующей компании Олега Зверева, большую роль в деле экономии потребляемых ресурсов играет обеспеченность приборами учета. На сегодня сто процентов домов имеют их только в Набережных Челнах. Сейчас ведется работа по полному переходу на дистанционный съем показаний с этих приборов.
В Нижнекамске приборами учета тепла пользуются жильцы 70 процентов домов, горячей воды – 49 процентов. В Казани затраченное тепло подсчитывается с помощью счетчиков в 70 процентах домов, горячая вода – в 39 процентах. Генерирующая компания ставит своей задачей оснастить приборами учета все без исключения дома Нижнекамска и Казани. Сделать это необходимо, чтобы жители двух городов платили только за фактически потребленные ресурсы.