Татарстанские энергетики и новые рыночные вызовы
С 1 по 3 апреля в Казани пройдет XV международный симпозиум «Энергоресурсоэффективность и энергосбережение» и XVI международная специализированная выставка «Энергетика. Ресурсосбережение – 2015». В условиях нынешних экономических реалий тема энергосбережения приобретает особое значение.
Рассказать, с какими вызовами сегодня столкнулись татарстанские энергетики, мы попросили Раузила Хазиева, генерального директора ОАО «Генерирующая компания», одного из крупнейших региональных энергетических предприятий России, выступающего соорганизатором вышеназванных форумов.
– Раузил Магсумянович, ваша компания давно занимается вопросами энергосбережения и ресурсоэффективности. Что на сегодня является важнейшим в реализации намеченных целей?
– В нашей компании утверждена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2010–2015 годы и на перспективу до 2020 года. Первоочередным при ее выполнении является внедрение энергосберегающих мер, в том числе ввод новых мощностей, основанных на парогазовых и газотурбинных технологиях, а также других передовых решениях. Кроме того, это реконструкция оборудования, экономия электроэнергии, топлива и тепла, идущих на собственные нужды, оптимизация параметров технологических процессов, проведение мероприятий, направленных на экономию реагентов, воды, различных материалов. И так далее.
– Владимир Маяковский в своем известном стихотворении «Кем быть?» справедливо утверждал, что «все работы хороши, выбирай на вкус». Однако медициной мы пользуемся по надобности, когда болеем, об образовании вспоминаем, когда ребенок идет в школу. А вот без света и тепла человек не может обойтись ни одного дня. Так что всех граждан тревожат повышающиеся тарифы на тепловую и электрическую энергию.
– Понимаю. Но, между прочим, на 74 процента наши тарифы на тепло состоят из стоимости газа. Если расценки на голубое топливо поднимаются на 15 процентов, то и на тепло неизбежно растут. Потом в любом случае энергетики сами себе тарифы не устанавливают – цены жестко контролируются государством. Наша компания не делает бизнеса на тепловых тарифах. Посудите сами: в 2013 году по теплу у нас был убыток в 125 миллионов рублей, в 2014-м – 65 миллионов.
Так что прибыль получаем только за счет успешной работы на оптовом рынке электроэнергии и мощности. И еще. Из четырех генерирующих компаний республики наше предприятие обслуживает 85 процентов населения. А работать с физическими лицами ой как непросто!.. Впрочем, с юридическими тоже: в течение первых двух месяцев этого года увеличились неплатежи не только населения, но и предприятий. Эти долги негативно сказываются на ремонтных и прочих работах. Так что в текущем году придется затягивать пояса по всем направлениям.
– Как бы то ни было, 2013–2014 годы – это период поступательного развития компании. Так, в Татарстане впервые за несколько десятилетий в конце декабря прошлого года на Казанской ТЭЦ-2 была введена в строй новая электростанция – парогазовая установка на 220 мегаватт…
– Да. Последние два года были довольно успешными для татарстанских энергетиков. Но, к сожалению, два первых месяца 2015 года показали отрицательные результаты деятельности генерирующей компании. Мы сегодня зависим от ряда угроз.
Одна из них – это недоступность кредитов. По данной причине пришлось приостановить реализацию двух крупных проектов: строительство парогазовой установки мощностью 230 мегаватт на Елабужской ТЭЦ, призванной обеспечить электрической и тепловой энергией резидентов особой экономической зоны «Алабуга», и аналогичного объекта на Казанской ТЭЦ-1. И не только это. По причине турбулентности в финансовой сфере замедлилось развитие всей энергосистемы. Ни одно предприятие миллиарды рублей на своих счетах или в «карманах» не держит. Когда эта проблема разрешится – не знает никто.
– Но ведь федеральное руководство заявило о запуске государственной программы проектного финансирования, позволяющей привлекать на реализацию определенных инвестпроектов кредитные средства по ставкам в два и более раза ниже сегодняшних, – до 11,5 процента годовых.
– Безусловно, это очень щадящие ставки по сравнению с нынешними заоблачными показателями, которые навязывают российские банки. К слову, среди генерирующих компаний страны наша пока единственная, попавшая в программу проектного финансирования. Но надо еще дождаться, когда она заработает.
-
Между прочим, на 74 процента наши тарифы на тепло состоят из стоимости газа. Если расценки на голубое топливо поднимаются на 15 процентов, то и на тепло неизбежно растут.
РаузилХАЗИЕВ,
генеральный директор
ОАО «Генерирующая компания»
Вместе с тем цены на импортные товары сильно возросли. На новой станции, введенной в эксплуатацию на Казанской ТЭЦ-2, 80 процентов оборудования зарубежное: и газовые турбины, и компрессоры, и другая техника. Мы вроде как гордимся тем, что используем установки от General Electric и других мировых производителей. Но хорошо ли это? Вот посмотрите на крупнейшую электростанцию Татарстана – Заинскую ГРЭС, построенную более полувека назад, попытайтесь там найти
– И что делать сегодня, в период санкций и других неблагоприятных экономических реалий? Сидеть сложа руки?
– Нет, конечно. При прежних тарифах на энергоносители цены на многие изделия увеличились в полтора раза. Поэтому сегодня мы плотно занимаемся импортозамещением. Выходим на производителей химических реагентов, металлических и строительных материалов, трансформаторной и кабельной продукции. Убеждаем их не поднимать цены до заграничных пределов, заключаем долгосрочные контракты. Уверен, что это задача не президентов России и Татарстана, а как раз руководителей предприятий, то есть наша задача. От директорского корпуса напрямую зависит устойчивость компаний и, в частности, основы экономики – энергетики.
– Признайтесь, вы верите в то, что западные санкции подстегнут развитие отечественной промышленности?
– Верю. К примеру, мы за рубежом покупали спецодежду, даже рукавицы. Сейчас эти товары приобретаем у предприятий Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РТ.
Допустим, газовые энергетические турбины большой мощности в России пока не выпускаются – это наше узкое место. Но на днях я обсудил данный вопрос с руководством Казанского моторостроительного производственного объединения. Там уже есть проект по производству таких агрегатов мощностью до 32 мегаватт. А если такую мощность скомбинировать с паровой, то получится небольшая электростанция. А из четырех блоков можно соорудить более солидные мощности.
Компрессоры способен изготавливать «Казанькомпрессормаш». Это и в обслуживании будет двукратно оперативнее и дешевле, нежели будем ожидать приезда специалистов из американской компании, с которой еще и расплачиваться нужно в долларах. Главное – и производители, и потребители продукции должны проникнуться идеей: изготавливать и покупать необходимо свое, отечественное, и по доступной цене.
– Вы, похоже, из своего устаревшего энергетического оборудования выжимаете все, по полной программе. Ведь большинство ваших станций возрастные, введены в строй в тридцатых–шестидесятых годах прошлого века. Наверняка вы недовольны производительностью труда…
– А вы как думаете? Посмотрите: на Казанской
ТЭЦ-2, сданной в эксплуатацию в 1938 году, работают 580 человек, ее мощность – 190 мегаватт. Новую станцию на 220 мегаватт обслуживают всего лишь 26 человек. Конечно же, нельзя обвинять коллектив КТЭЦ-2 в низкой производительности. Скорее, я виню себя за то, что мы запаздываем с модернизацией.
– Понятно, что модернизация татарстанской энергосистемы – это забота еще и государственная. Но почему же в нашей республике возникает дефицит энергии?
– Парадоксально, но это происходит из-за того, что Татарстан стремительно развивается: продолжают отстраиваться комплексы «ТАНЕКО» и «Аммоний», особая экономическая зона «Алабуга». А что касается обновления энергосистемы, то тут мы должны ускориться – соседние регионы стремительно модернизируют свои энергетические мощности, и нам нельзя от них отставать.