Наиль Магдеев об итогах и перспективах автограда
Глава исполнительного комитета Набережных Челнов Наиль Магдеев дал первую широкую пресс-конференцию в качестве руководителя автограда. На ней обсудили городские проблемы, а также планы муниципалитета на предстоящий год.
Наиль Магдеев вступил в должность нынешней осенью, до этого был министром лесного хозяйства республики, а еще ранее руководил Бугульминским районом. Теперь же на его плечи возложена ответственность за развитие второго по величине города Татарстана.
Магдеев выразил намерение обойтись без больших кадровых перестановок, а также заниматься прежде всего жилищно-коммунальным хозяйством и развитием городской инфраструктуры: по его словам, руководитель города – фигура не политическая, а «хозяйственник на 150 процентов».
ПАНИКИ НЕТ
Первой темой стало, конечно, сложное экономическое положение в стране. Готовит ли исполком антикризисный план, какие перспективы у градообразующего КамАЗа и ждать ли Челнам поддержки как моногороду – с такими вопросами обратились журналисты.
В шутку посетовав, что градоначальнику приходится отвечать за все, в том числе за мировой экономический кризис, Наиль Магдеев отметил, что сейчас каждое предприятие, каждый собственник озабочены общей ситуацией и моделируют последствия при том или ином развитии событий. При этом муниципалитет не имеет права вмешиваться в дела бизнеса, но оставаться в стороне тоже не может.
Так, в 2015 году власти отказались от увеличения ряда местных налогов. Ставка земельного налога в Набережных Челнах – одна из самых низких. Потери местного бюджета от этого составят около 300 млн рублей, но муниципалитет сознательно идет на такой шаг, чтобы не создавать дополнительную нагрузку для основных товаропроизводителей. Также руководитель исполкома проводит серию встреч с представителями местного бизнеса, чтобы выяснить, какая поддержка муниципалитета им необходима.
Что касается КамАЗа (а по предприятиям автопрома кризис всегда бьет особенно ощутимо), то, по словам Наиля Магдеева, «никакой паники нет». Предприятие поддерживает руководство республики, а топ-менеджмент акционерного общества активно ищет новые рынки сбыта в азиатских странах.
– КамАЗ – наше все, – сказал градоначальник. – В объеме промпроизводства ему принадлежит 56–58 процентов. Деятельность предприятия влияет на самочувствие всех горожан.
После кризиса 2008 года, когда КамАЗ неоднократно останавливал производство, автограду помогло финансирование по федеральной программе поддержки моногородов. Тогда было выделено 25 млрд рублей, в том числе почти два миллиарда направлено на строительство инфраструктуры. На этот раз Набережные Челны не вошли в программу – по крайней мере, пока. Руководство города продолжает заниматься данным вопросом. Однако раньше времени о конкретных планах Магдеев говорить не стал.
Он отметил также, что обеспокоенность вызывает состояние дел в ряде строительных организаций. Впрочем, пока в полном объеме сформирована программа строительства на 2015 год, и речь о ее урезании не идет. Программа включает в себя строительство как жилья, так и объектов социальной сферы. Например, планируется построить шесть детских садов (в 2014 году их появилось восемь) более чем на 1200 мест.
ИДЕЯ СВЕТЛАЯ, НО ДЕНЕГ НЕТ
Одним из спорных городских вопросов стало изменение границ автограда с целью вынесения за его пределы полигона твердых бытовых отходов. Таким образом было выполнено требование закона, по которому полигоны не могут находиться в городской черте. Во время обсуждения данной темы ряд депутатов горсовета предлагали перенести не границы, а сам полигон – подальше от Челнов. Наиль Магдеев пояснил, почему он настаивал на первом варианте:
– Я понял, что пока альтернативы этому полигону нет. Если его закрыть, куда вывозить мусор? Новый полигон за один день построить невозможно. На это необходимо 600–700 миллионов рублей, есть такие деньги для этой светлой идеи? У нас сегодня есть неасфальтированные улицы, на ряде улиц нет света, пешеходные переходы не оборудованы. Я рассуждаю прагматично.
- В шутку посетовав, что градоначальнику приходится отвечать за все, в том числе за мировой экономический кризис, Наиль Магдеев отметил, что каждое предприятие, каждый собственник озабочены общей ситуацией. При этом муниципалитет не имеет права вмешиваться в дела бизнеса, но оставаться в стороне тоже не может
Пока будет работать нынешний полигон, а тариф на вывоз мусора для челнинцев повышаться не будет. При этом Поволжская экологическая компания (ПЭК), занимающаяся вывозом мусора, должна будет за счет своих средств заняться строительством сортировочного комплекса.
Затем Наиль Магдеев прокомментировал вопрос о «мегасвалке». Напомним, автограду было предложено реализовать проект сбора и утилизации мусора из одиннадцати населенных пунктов республики. Инициатива вызвала острые дискуссии и даже пикеты жителей, которые выступали против появления поблизости огромной свалки.
– Таких разрешений нормальный, вменяемый руководитель города Набережные Челны не давал и, я думаю, давать не будет. Никаких отходов из других городов к нам завозиться не будет, это я ответственно заявляю. Если
МИЛЛИАРД НА ДОРОГИ
Наверное, ни одна беседа с руководителем российского города не может обойтись без вопросов о дорогах и транспорте. Подняли эту тему и здесь.
Наиль Магдеев заверил, что дороги в Набережных Челнах далеко не самые плохие – есть гораздо хуже. Но стремиться надо все-таки к лучшему. В последние годы руководство республики уделяло большое внимание улучшению транспортной инфраструктуры города, на это выделялись значительные средства.
– Дороги требуют ремонта всегда, климат у нас не самый благоприятный, – отметил Наиль Магдеев. – Сейчас то плюс, то минус, я езжу, переживаю – дороги «рвет». На 2015 год по плану нам выделен миллиард рублей на приведение дорог в нормативное состояние. Насколько хватит этих
денег, будем работать.
Особо руководитель исполкома отметил транспортную проблему.
– Придя на эту должность, я был разочарован городскими пассажирскими перевозками в полумиллионном городе, – сказал Наиль Магдеев. – Думал, что они осуществляются автобусами большой вместимости, а увидел микроавтобусы. На мой взгляд, была допущена стратегическая ошибка в том, что муниципальное пассажирское предприятие приказало долго жить. Я не против частных перевозчиков, но то, что мы видим сейчас, – неправильно. Оказывается, в городе даже нет утвержденной схемы перевозок.
Не ломая существующую систему, в 2015 году муниципалитет планирует заказать профильному институту разработку схемы городских пассажирских перевозок с учетом появления новой трамвайной линии.
– На основе данного документа будем проводить аукцион, – отметил градоначальник. – Может быть, применим схему частно-государственного партнерства, может быть, пойдем и на создание муниципального предприятия. На тех маршрутах, где нагрузка большая, должны быть автобусы большой вместимости. И транспорт должен ходить по расписанию, минута в минуту. Это вопрос не одного дня, но в 2015 году мы к нему приступаем.
Завершил пресс-конференцию Наиль Магдеев рассказом о перспективах создания мебельного кластера. Состоялись переговоры с турецкими партнерами, достигнуто полное взаимопонимание. Речь идет о руководстве компаний-резидентов ОЭЗ «Алабуга», производящих мебельные плиты и другую продукцию.
Развитие сотрудничества с турецким бизнесом Наиль Магдеев считает перспективным для города.
– Наши мебельщики лоббируют данный вопрос. Наверное, любой на их месте, имея под боком такое уникальное производство, попытался бы получить из этого выгоду. А выгода для бизнеса – это выгода для города, – подчеркнул руководитель исполкома. – Мы предложили партнерам наши промплощадки для развития и строительного бизнеса, и создания мебельных производств, пусть небольших. Мы можем занять часть мебельного рынка не только Татарстана. Вот тогда Челны не будут зависеть только от производства автомобилей.