В Татарстане может быть построен еще один «город будущего»
В XXI веке драйверами бизнеса и городского развития стали аэропорты, так же, как были автомагистрали в XX веке, железные дороги в XIX и морские порты в XVIII веках. На современном этапе в мире набирает популярность такая новая форма градостроительного образования, как аэротрополис, в котором инфраструктура и экономика сосредоточены вокруг аэропорта в радиусе
Профессор Университета Северной Каролины (США) Джон Касарда считается основоположником теории развития территорий в рамках аэротрополиса. Он выступил главным стратегическим консультантом по реализации такого проекта в московском аэропорту «Домодедово»: в 2011–2012 годах разработал «дорожную карту» аэротрополиса DME. На сегодня это единственная в России территория, где реально создается город-аэропорт.
А в мире пока чуть более десятка авиахабов развиваются по принципу аэротрополисов.
АМБИЦИИ ИЛИ ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ?
Татарстан – один из наиболее развитых регионов России. Здесь есть все предпосылки для создания новых городских форм, в том числе зависящих от авиации. В соответствии с поставленной руководством республики задачей казанский ГипроНИИавиапром разработал проект создания вокруг международного аэропорта «Казань» (МАК) аэротрополиса – инновационного стратегического объекта, представляющего собой многомодальный коммерческий центр, призванный работать на развитие Татарстана и Поволжья в целом.
– Сегодня у нас строятся крупные инфраструктурные объекты федерального и республиканского масштаба, многие из них расположены в прилегающем к столице Лаишевском районе, в непосредственной близости от МАК, – говорит заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ, главный архитектор Татарстана Владимир Кудряшев. – В этом районе возводится инновационный город Смарт Сити Казань. Строятся вторая площадка «умного» Иннополиса; поволжский инфраструктурный комплекс холдинга «Нэфис»; завод вычислительной техники «ICL-КПО ВС»; муниципальные промышленные площадки, жилые микрорайоны. Поэтому актуальность темы развития зоны вокруг МАК в рамках реализуемых и перспективных проектов не вызывает сомнений.
По словам замминистра, стратегическая разработка по созданию аэротрополиса предполагает объединение этих отдельных проектов в цельную концепцию по планированию территориального образования инновационного типа с авиахабом, деловыми площадками и развитой инфраструктурой, что должно стать точкой роста не только авиационного, но и неавиационного сегмента экономики.
«ЭФФЕКТ КРАЯ» ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ
По мнению Владимира Кудряшева, одним из самых значимых объектов аэротрополиса должен стать Международный конгрессно-выставочный центр (МКВЦ), проект которого был разработан преподавателями и студентами Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Как сообщил заведующий кафедрой архитектурного проектирования КГАСУ Николай Новиков, зарубежный опыт постройки таких экспоцентров около аэропортов свидетельствует о том, что они хорошо влияют на развитие воздушных гаваней, увеличивают их пропускную способность, помогают решать социальные задачи по созданию новых рабочих мест.
Ученый напомнил, что в 2011 году на сессии Совета Лаишевского муниципального района Президент Рустам Минниханов поставил задачу: с учетом растущей привлекательности этой территории и, можно сказать, «давления» на нее инвесторов нужно обеспечить ее целостное развитие.
– Мы уже три года разрабатываем проект МКВЦ, – рассказывает Николай Новиков. Предлагаем построить его в границах 15-минутной транспортной доступности. Важное значение имеет и то, что Лаишевский район – исключительно благодатная территория с точки зрения рекреационных функций. Поэтому мы вплели в структуру аэротрополиса «зеленый пояс», связывающий лесные посадки, озера, реки.
Архитектор уверен, что здание МКВЦ должно быть запоминающимся. Ведь то, что пассажиры видят в аэропорту, обладает хорошо известным «эффектом края» – остается в сознании путешественников как самое первое или крайнее впечатление от города, страны.
ХОТЕЛОСЬ БЫ СТАТЬ СЕРДЦЕМ
Заместитель главного архитектора ГипроНИИавиапрома Виктор Морозов констатировал: выбирая оптимальный вариант для казанского многоуровневого центра – аэротрополиса, специалисты изучили аналогичные проекты, реализуемые за рубежом и в России. Прежде всего внимание уделили «Домодедову», а также проектам, разрабатываемым в Ульяновске, Омске, Самаре, Калининграде.
– Не считая «Домодедова», в наибольшей степени готовности находится разработка аэропорта «Ульяновск-Восточный», где уже создана особая экономическая зона, – рассказывает Виктор Морозов. – Здесь на региональном уровне принято решение, что на его базе будет создаваться город с населением около 150 тысяч человек, связанных с обслуживанием и сборкой летательных аппаратов.
К слову, «Ульяновск-Восточный» был построен в 1983 году как испытательная база для авиационного завода «Авиастар-СП». Отличительной особенностью этого воздушного порта считается его взлетно-посадочная полоса – одна из самых длинных в мире, ее протяженность составляет
– Аэропорт – сердце аэротрополиса, все остальное на него нанизывается, – продолжает Виктор Морозов. – Здесь должны разместиться станции сервисного и технического обслуживания самолетов, производства продукции для авиационной сферы, таможенная зона, сафари-парк… Для обслуживания возросшего пассажиропотока нужно будет построить еще один терминал и взлетно-посадочную полосу.
Архитектор не умолчал и о таких негативных факторах проживания в аэросити, как шум и вероятность распространения различных заболеваний, периодически вспыхивающих на планете. Это, конечно, следует учитывать.
СПОСОБ БЫСТРЫЙ, НО ЗАТРАТНЫЙ
По данным Айрата Назмеева, генерального директора Корпорации экспорта РТ, которая была создана для продвижения Татарстана на внешние рынки, по итогам первых шести месяцев этого года внешнеторговый оборот республики составил 3,4
млрд долларов США, в том числе экспорт – 1,8 млрд долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается уменьшение товарооборота почти на 330 млн долларов, при этом экспорт сократился на 200 млн (минус 10 процентов).
– В общем объеме оформленных в Татарстане таможенных деклараций доля таможенного поста аэропорта «Казань» составила всего 0,6 процента, то есть здесь мы видим большой потенциал для роста, – считает Айрат Назмеев. – Нужно дать четкий сигнал предпринимателям и производителям: в зоне МАК – лучшие условия для внешнеэкономической деятельности. Наиболее быстрый, а значит, и эффективный способ доставки груза потребителям – воздушный путь. Правда, он и самый затратный. Но вполне подходит для доставки высокотехнологичной продукции с большой добавленной стоимостью. К примеру, это может касаться изделий завода «Кама Кристалл Технолоджи», применяющего передовые технологии в области выращивания синтетического сапфира для электронной, авиационной, часовой и других сфер.
И, конечно, по мнению главы корпорации, новой точкой роста является строительство сортировочного узла по проекту «Почты России», который тоже должен увеличить поток грузов, корреспонденции через зону ответственности МАК. Может стать сферой развития и интернет-торговля – один из самых быстрорастущих секторов современной экономики.
– Но интернет-бизнес необходимо обеспечить соответствующей инфраструктурой, в частности, складским хозяйством, высококвалифицированными кадрами и оперативной доставкой, – подчеркивает Айрат Назмеев. – Следует увеличить число авиаперевозчиков: конкуренция между ними позволит улучшить качество обслуживания, а тарифы – уменьшить, по расчетам, до 30 процентов.
МАК СОВЕРШИЛ РЫВОК
Начальник отдела международного сотрудничества МАК Вероника Акташева объяснила, почему именно казанский аэропорт должен стать ядром нового аэротрополиса:
– Аэропорты, несмотря на их отдаленность друг от друга, работают в условиях жесткой конкуренции. И если раньше сфера услуг воздушных гаваней была нацелена только на пассажиров, то сейчас она целиком входит в инфраструктуру самих городов. Аэропорты становятся центром притяжения бизнеса и катализатором социально-экономического развития регионов. МАК – один из крупнейших аэропортов страны, лучший из региональных в России и СНГ – по версии независимой исследовательской организации SkyTrax и рейтингу агентства «АвиаПорт». Его маршрутная карта насчитывает более 55 региональных и международных рейсов. МАК за последние пять лет совершил значительный рывок в своем развитии. Сейчас мы обслуживаем около двух миллионов пассажиров в год, работаем с 45 авиакомпаниями, осуществляем более двух тысяч рейсов в месяц в 22 страны и 29 городов России.
По словам Акташевой, возможно, одним из первых этапов реализации проекта станет расширение авиасервисной зоны. В планах руководства МАК – строительство новых ангаров, альтернативного топливно-заправочного комплекса, рост сегмента кейтеринга – отрасли общественного питания, связанной с оказанием услуг на удаленных точках. Сейчас разрабатывается техзадание для выбора подрядчика на проектирование здания кейтеринга.
– На второй квартал 2015 года запланировано начало строительно-монтажных работ Казанского почтово-логистического центра площадью 33 тысячи квадратных метров. Зоной его обслуживания станет не только Татарстан, но и близлежащие регионы в радиусе
МИЛЛИАРДЫ, УПАКОВКА И ПРОДВИЖЕНИЕ
Булат Гаянов, генеральный директор Корпорации развития РТ, созданной в 2012 году в целях улучшения инвестиционного климата Татарстана, делится своими сомнениями:
– Аэротрополис, безусловно, глобальный проект. Его воздействие ощутимо скажется на экономической стратегии Татарстана. Но сразу встают вопросы: каких иностранных игроков республика привлечет к строительству этого города и откуда возьмутся специалисты, рабочая сила? Однозначно потребуется финансовая поддержка со стороны федерального центра. Только инфраструктура для Смарт Сити оценивается в 10 млрд рублей. Если мы говорим об аэротрополисе – это десятки миллиардов рублей.
Важный момент, как уверен Булат Гаянов, кроется в упаковке и продвижении проекта.
– Не нужно скупиться на это, – утверждает он. – У нас есть опыт в раскрутке особой экономической зоны «Алабуга», технополиса «Химград», Универсиады-2013. Нужно взвесить все риски. Но без федеральной помощи и налоговых преференций не обойтись.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятиях КНИТУ – КАИ Булат Бакеев вообще заявляет, что о выполнении проекта в республике говорить еще рано, поскольку не проработано его экономическое обоснование.
– Без этого привлечь инвесторов на новый мегапроект будет очень сложно, – уверен он. – Экономическое обоснование должно быть до начала инвестирования. Хотелось бы, чтобы экономистов привлекли как можно раньше, дабы избежать избыточных и замороженных активов.
Вместе с тем эксперты сходятся во мнении, что аэротрополис окажет положительное влияние на экономику Татарстана и Поволжья, станет центром притяжения бизнеса XXI века. Республика получит преимущества в условиях федеральной и международной конкуренции. Основная ценность этой концепции – снижение затрат на развитие инфраструктуры в регионе, поскольку многие объекты будут сосредоточены на территории аэротрополиса. Увеличение пассажиропотока, рост неавиационной деятельности в аэропорту повысят его финансовый оборот и прибыль. Начнут развиваться многие коммерческие структуры. Разгрузится транспортный поток в Казани, освободятся площади в центре столицы. Доступность и скорость глобальных поставок объединят бизнес и регионы.